?

Log in

No account? Create an account

Назад | Вперед

Чернозубая улыбка


Ну что, потрындим за черные зубки, как было обещано?

Предупреждение для особо впечатлительных: картинки и материал, который я нашла, не способствуют повышению аппетита.

Для отпугивания привлечения внимания: 
 Кликабельно.
 Женская маска "Фукаи" (深井) театра Но. Стащено отсюда.

 Милая традиция боевой раскраски зубов в Японии берет начало все с того же 15го Императора Ооджина-тэнно и его воинственной матушки, которые подцепили эту заразу на ближайшем континенте где-то в 3-4 веках. А в славных сопредельных государствах Юго-Восточной Азии закрашивать зубки как начали с дремучей древности, так и до сих пор кое-где балуются. 
  
В общем, черные зубы - о-хагуро お歯黒 - входили в полный комплект макияжа для тех, кто желал считаться модным и красивым. Красота по-древнеазиатски: белая-белая морда лица, красные-красные губки бантиком и черные-черные глаза, волосы и зубы. 
 Так выглядят черные зубы о-хагуро.   
  
Интересно, что поначалу закрашивали зубки черным только благородные японские дамы. Мужчины ограничивались побелкой лица и рисованием бровок на лбу. Говорят, что намазанные белым лица было лучше видно в темных залах древних дворцов.  
  
В древнейшей японской летописи "Коджики", датирующейся началом 8го века, уже воспевается красота девушек с "восхитительно черными блестящими зубами". 
  
Когда к модной тенденции чернить зубы присоединились и мужчины, не очень ясно. По одним данным, зубы красил легендарный принц Шётоку, в 6ом веке, стало быть. 
По другим, моду на чернение зубов среди мужской части знати ввел уже в 12ом веке Император Тоба, который жутко маялся зубами, зато очень любил поговорить "за жизнь" со своими приближенными. Кто именно предложил болезному тэнно покрасить зубки черным и чем аргументировал это, неизвестно. Но императору идея понравилась. А придворные дружно поддержали. Черные зубы стали одним из признаков принадлежности к элите: краситься дозволялось только придворным не ниже 5го ранга. 
  
Девушки же начинали красить зубы как только признавались взрослыми, т.е. пригодными к замужеству. Точной даты древнеяпонского совершеннолетия не было, возраст, когда девушка считалась уже взрослой варьировался с 12 до 16 лет. Вероятно, возраст совершеннолетия у девочек привязывался к началу менструаций. 
  
Черненькие зубки сохранились у кукол Хина-нингё, представляющих благородную аристократию хэйанских времен. 
 Лицо Одаири-сама, Императора, из набора Хина-нингё. Стащено отсюда.   
  
В повести "Хэйкэ Моногатари", написанной в начале 13го века, чернение зубов уже описывается и как обычай самураев. 
  
К середине 15го века черные зубы повсеместно стали частью "взрослого одеяния". Первое церемониальное окрашивание зубов у девочек и мальчиков происходило на день совершеннолетия вместе с изменением прически и стиля одежды. Фиксированной даты, однако, так и не было и возраст варьировался от 10 до 16 лет. 
  
Повальное увлечение черными зубами до некоторой степени сохранило свой отпечаток в масках театра Но. Самая верхняя картинка в этом посте - женская маска. Но и мужские тоже имели красивые черные зубки. 
 Мужская маска "Джюроку" (十六). Кликабельно. Отсюда.   
  
Во время спокойной и размеренной жизни времен Эдо женщины продолжали красить зубы. Черные зубы служили признаком совершеннолетия дамы. Если девочка умудрялась выйти замуж до своего совершеннолетия, то набор для чернения зубов преподносился ей в качестве свадебного подарка. Наборы эти отличались изысканностью отделки, особенно у богатеньких, и украшались гербами семьи. 
        
Разные наборы для окрашивания зубов времен Эдо. Все картинки кликабельны.  
  
А вот у мужчин эта привычка постепенно начала уходить. И уже к 19му веку исчезла окончательно, оставшись только в самых консервативных аристократических кругах. 
     Кликабельно. 
Гравюры с девушками, закрашивающими зубы.    
  
С открытием страны в середине 19го века аристократия была отменена и мода на черные зубки стала умирать, начиная, понятно, с жительниц больших городов. Говорят, кое-где в глухих провинциях черные зубки дожили вплоть до середины 20го века. 
  
Что же использовали для окраски зубов жители средневековой Японии? 
Поскольку хорошо окрашенные, блестящие черные зубки были гордостью женщины, секрет хорошей краски хранился в каждой семье и передавался через поколения от матери к дочери или от свекрови к невестке. Точный состав потому достаточно разнообразен. Но классический рецепт обязательно включал три следующих компонента: 
1. "Фушико" 五倍子粉 - порошок истолченных галлов (наростов) местной разновидности дерева сумах.  
 Вот такие орешки-галлы, рост которых, говорят, каким-то образом провоцируется насекомыми или бактериями. Вот эти шишки собирают, высушивают и растирают в порошок. Порошок этот содержит около 60-70% таннина - дубильного вещества. 
  
2. "Канэ-мизу" 鉄漿水 - настойка на гвоздях. Какой-либо раствор солей железа. Традиционно делался путем настаивания в течение 2-3 месяцев старых железок в воде с добавлением зеленого чая, дрожжей, рисового вина мирин, соли и сахара по вкусу
   
Нашла блог, автор которого рискнула воспроизвести старинную рецептуру "канэ-мизу" (что избавило лично меня от повторения этого эксперимента, как советовали отдельные остряки). Слева - набор ингридиентов, справа - готовый продукт. 
Во время Эдо настойку на гвоздях делали в симпатичных таких керамических бадейках: 
   
В наше время "канэ-мизу" можно заменить банальным раствором банального же сульфата железа. 
  
3. Растертые же в порошок раковины устриц カキ殻 или гашеная известь. 
  
Эти три компонента смешивались непосредственно перед нанесением в какой-нибудь плошке, давая тот самый замечательный густо-черный цвет. 
  
Собственно, похожая рецептура была известна и в Европах, и даже в России. Для самых обычных чернил. 
  
Местные дантисты утверждают, что таннин, обладающий бактерицидными свойствами, в такой смеси защищал эмаль зубов от всяких напастей. И даже препятствовал развитию кариеса. 
  
Однако, настойка на гвоздях имела весьма неприятный запах. А краска была не очень стойкой. Процедуру рекомендовалось делать в идеале ежедневно или не реже чем раз в три дня. 
  
Ежели кто рискнет, то вот осовремененный рецепт: 
Фушико (можно заменить дубовой корой), сульфат железа и гашеная известь в соотношении 3.5 : 2 : 1. Развести водой по минимуму и немедленно мазать.       
  
Впрочем, среди отдельных категорий дам манера красить зубки черным существует и поныне. 
 Таю из Шимабары, Киото (кликать с осторожностью, вблизи зрелище не для слабонервных). 
Таю красили зубы всегда и красят до сих пор. Видимо, если эта профессия еще продержится, то так и будут красить. Им положено, аристократки как-никак, тот самый 5й ранг. 
  
Действующие женские лица разных исторических шествий и парадов. Например, во время Аои Матсури в Киото главному женскому персонажу, представителю императорской семьи перед богами, Саиодаи, зубки чернят в обязательном порядке.  
 
  
И относительно недавно вернувшаяся мода чернить зубы у гейш Киото. Еще года три назад об этом не было слышно и никаких данных на эту тему не попадалось. А вот ноне, похоже, идет тенденция возврата к старым традициям. 
    
Кликабельно. 
Это не косплей, реальные майко. Фотографии прошлого года (не мои).  
Майко-сан в последний свой день в этом качестве надевает парадно-официальное черное кимоно с гербами, прическу "сакко-шимада" и красит зубки черным. 
      Тыц-тыц! 
Майко Мамэчихо 29 ноября 2009 года, последний вечер в качестве майко. 
  
Она же на следующий день: 
   Церемония "эрикаэ", первый день в качестве гейко. 
Фотки с благодарностью и восторгом утянуты у юзера Фликра ewoodham
  
Ну, и в довесок вот вам еще одна красотка с черными зубками: 
 Клик! 
О-бакэ, монстр, женщина без лица, но со ртом с черными зубами. Охагуро-бэттари. 
Безвредная для человека, но пугает, ага. 
Нарисована в 1841 году художником Такэхара Шюнзэн (竹原春泉) для книги "Эхон хяку-моногатари" - бестиарий времен Эдо. 
  
Имеется и памятник даме с черными зубами по мотивам этой же гравюры: 

Находится в городе Сакаиминато префектуры Тоттори.   

Комментарии

( 124 сказали — Сказать, что думаешь )
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
ann_duglas
13 июл, 2010 16:13 (UTC)
Как интересно! Я этого не знала:))) Спасибо.
А выглядит действительно страшновато.
zajcev_ushastyj
13 июл, 2010 22:38 (UTC)
Было и такое, да. Впрочем, почему "было"? И сейчас есть.
realjouir
13 июл, 2010 16:14 (UTC)
А что, мне нравится! Если зубы ровные, смотрится вполне:-)
zajcev_ushastyj
13 июл, 2010 22:39 (UTC)
Серьезно? Впрочем, любой цвет достаточно условен и зависит от привычки :)))
(без темы) - realjouir - 14 июл, 2010 04:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 14 июл, 2010 05:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - realjouir - 14 июл, 2010 06:01 (UTC) - Развернуть
rika_66
13 июл, 2010 16:15 (UTC)
Тётки с чёрными зубами похожи на демонесс... Но ко всему можно привыкнуть. :) Если видеть такие зубки каждый день и каждый же день слышать от других, что это круто и престижно, то наверное, через какое-то время такие зубы начнут казаться красивыми. В конце концов, в современной моде тоже хватает всяческих уродств. Например, "красота" фигур моделей, больше похожих на костлявые ходячие вешалки...
zajcev_ushastyj
13 июл, 2010 22:40 (UTC)
Когда привыкнешь, наверное, оно не кажется таким жутким. Просто перестаешь замечать. Ну, черные. Так почти и не видно :)
lnata
13 июл, 2010 16:18 (UTC)
Прикольно и интересно. Обратило внимание, что они все улыбаются не широко (в 32 зуба или "по-голливудски"), а так скромненько, только слегка зубки показывая. Это какая-то специфика японская? А еще на тех фотографиях, где рот чуть шире открыт видно, что задние зубы не черные...

И вот еще удивительно, что так много гравюр на повседневные темы. Русские или западные картины из серии "девушка, чистящая зубы" мне как-то не встречались :)

Edited at 2010-07-13 16:19 (UTC)
mariten
13 июл, 2010 17:31 (UTC)
На мой взгляд, в 32 зуба улыбаются только в Голливуде и те, кто очень уж хочет на запад равняться. Имхо, выглядит стандартный голливудский оскал жутковато и очень не естественно. =)
(без темы) - lnata - 13 июл, 2010 17:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 13 июл, 2010 22:44 (UTC) - Развернуть
stasyred
13 июл, 2010 16:33 (UTC)
Дзюнитиро Танидзаки, помнится, целую оду пропел черным зубам :)
Но вблизи, нечего сказать, страшновато смотрится.

...трудно поверить, что фотографии майко-гейко сделаны с разницей в один день. Кажется, несколько лет прошло - настолько старше она выглядит с другой прической и макияжем!

Как всегда, огромное спасибо!
zajcev_ushastyj
13 июл, 2010 22:46 (UTC)
Танидзаки, мне таки кажется, изрядно поизгалялся на разные темы. Стеб такой, спегка замаскированный :)

Ну, а так и было задумано когда-то: майко - девочка, ребенок, а гейко - взрослая женщина. Это подчеркивается и костюмом, и прической, и макияжем.
rintin_story
13 июл, 2010 16:41 (UTC)
Очень интересно, спасибо!
Как же разнообразны человеческие представления о красоте.
zajcev_ushastyj
13 июл, 2010 22:46 (UTC)
Так оно и интереснее, когда разное. Не? ;))
(без темы) - rintin_story - 14 июл, 2010 06:01 (UTC) - Развернуть
kat_cat
13 июл, 2010 16:41 (UTC)
О, классно! Люблю читать про всяких о-бакэ
zajcev_ushastyj
13 июл, 2010 22:47 (UTC)
Ну, баке-то тут совсем чуть-чуть :)
loogaroo
13 июл, 2010 16:41 (UTC)
выглядит все таки жутко ))
zajcev_ushastyj
13 июл, 2010 22:47 (UTC)
С непривычки ;)
gaart
13 июл, 2010 16:47 (UTC)
А почему у Мамэчихо так резко изменилась линия роста волос ??
_tenshi_
13 июл, 2010 18:55 (UTC)
Подозреваю что там где она гейко - это уже парик! Может своих волос на более пышную прическу не хватило...хм )
(без темы) - shinigami_karyu - 13 июл, 2010 19:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 13 июл, 2010 22:48 (UTC) - Развернуть
ahdelina
13 июл, 2010 16:51 (UTC)
Как интересно! Какие у Вас неожиданные темы! Спасибо!
zajcev_ushastyj
13 июл, 2010 22:48 (UTC)
Интересно, ага. Люблю такие бытовые мелочи.
vera_56
13 июл, 2010 17:15 (UTC)
О женщины! Чего они только с собой ни сделают ради красоты! Очень интересно :)
zajcev_ushastyj
13 июл, 2010 22:49 (UTC)
По крайней мере, это не только не вредит здоровью, но и даже защищает зубы :)
kasaharra
13 июл, 2010 18:01 (UTC)
спасибо, очень интересно) я слышала еще одну версию: женщины чернили зубы в знак верности мужу, черный = символ верности и вечности.
zajcev_ushastyj
13 июл, 2010 22:51 (UTC)
Встречалось такое мнение. Но как быть с теми, у кого мужа нет по определению? Те же гейши и таю.
marinamirabella
13 июл, 2010 18:38 (UTC)
Так этот обычай, наверное, и останется для меня загадкой - многое могу понять (даже меховые шапки в середине лета :)), но чернение зубов совершенно не укладывается в моей голове :) Зачем??
zajcev_ushastyj
13 июл, 2010 22:52 (UTC)
Красиво. И зубы защищает. Отношение к цвету в данном случае - вопрос привычки и только :)
spellingmistake
13 июл, 2010 18:42 (UTC)
Неожиданно)
Но красота понятие относительное)
ekaykin
13 июл, 2010 18:51 (UTC)
О, Иисус, Дева Мария и все двенадцать апостолов! Нет, я очень люблю Японию, и ничто не отвратит меня от этой истинной веры, но черные зубы..... Как хорошо, что на дворе 21-й век :-)
Как всегда ёмко и информативно, спасибо, Заяц :-)
zajcev_ushastyj
13 июл, 2010 22:53 (UTC)
Консерватор! :)))
Черные, лакированные, блестящие. Ну, чем не красота? :)))
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 124 сказали — Сказать, что думаешь )

Календарь

Апрель 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки



LiveJournal Counter


Разработано LiveJournal.com
Дизайн Akiko Kurono