?

Log in

No account? Create an account

Назад | Вперед

Матрешкины родичи.

Первая русская матрешка, конец 19го века. Музей Игрушки в г.Сергиев Посад.


Отдельные товарищи
предполагают, что матрешка происходит от японской куклы "кокэши" こけし.
 Картинка из Вики.
Ну, кто такие кокэши и зачем они, вы уже видели.

А кое-где родословную матрешки ведут от японской куклы "дарума" 達磨.

Дарума - искаженное японизированное произношение от "бодхидхарма". Если очень коротко, кукла представляет собой буддийского святого Бодхидхарму, у которого, по легенде, после многих лет медитаций атрофировались руки и ноги. Обычно представляет собой вот такую круглую болванку из дерева или папье-маше. Конкретный вид зависит от места изготовления.
Обычно продается в храмах под Новый год. Новая кукла не имеет глаз. Один глаз ей рисует хозяин, купивший этот талисман в храме, загадывая при этом конкретное желание. Если к концу года желание сбылось, дарума получает второй глаз и живет у хозяина уже в качестве сувенира. Если желание не сбылось, куклу относят обратно в храм, где она была куплена, и там ее сжигают вместе с остальными такими же неумелыми исполнительницами желаний. А человек, чье желание не исполнилось, покупает себе новую для очередной попытки. 

Обе теории совершенно не учитывают тот факт, что ни дарума, ни кокэши никогда не "открывались". А если кое-кто и обращает на это внимание, то делают один правильный вывод (вряд ли эти куклы были предками матрешки) и один сомнительный (никаких японских предков у матрешки скорее всего не было).

 Обращаю ваше высочайшее внимание на этот сувенирчик из Японии: 
 
Найдено в Интернетах. Но фото сделано в том самом Музее Игрушки в Сергиевом Посаде. На табличке написано "Игрушка "Фукурума"", год не очень ясно видно. 
  
А вот современный вариант: 

Называется "Nesting Seven Lucky Gods" из Хаконэ. Свистнуто отсюда...  
  

...И отсюда. Тут у нас 箱根の七福神 (Хаконэ-но Шичи-фуку-джин) и их автор, Танака Казуюки (田中一幸).  
  
Ничего не напоминает? 
  
...Вкладывающиеся друг в друга игрушки по принципу "мал-мала-меньше" на японском СПА-курорте Хаконэ начали производить еще во время Эдо. 
 
Вообще говоря, предметы одного назначения, вкладывающиеся один в другой и составляющие набор, в Японии известны давно и пользуются неизменным спросом в самых разных областях. Общее название для таких фигушек - "ирэко" 入れ子 или "ирэкосаику" 入れ子細工. 
Вот, например, коробочки: 
     
  
Самыми известными из которых являются обенто-бако (коробочки для обеда), в пустом виде вкладывающиеся одна в другую, а в рабочем положении представляющие пирамидку из 2-5 "ступеней". 
 
  
"Рюмки" для сакэ, саказуки 盃. 
 
  
И даже столики-подносы. 
     
  
Короче, вкладывать одно в другое японцы очень любили и любят до сих пор. Видимо, экономят место, которого тут не очень много. 
  
Так вот, о Хаконэ. Так же, как и в Тохоку, здесь начали делать мелкие сувенирчики из дерева для посетителей онсенов. Только тут в качестве игрушки сначала было разборное сложно-составное яйцо. 
Продажа сувениров "Джюни-тамаго" 十二卵 (12 яиц) началась в Хаконэ в 1844 г.   
    
 
Самое большое яйцо - около 6 см, а последний цыпленок - примерно полсантиметра. 
В музее города Хаконэ есть яйцо из 36 "вложений".  
  
Почему эта игрушка не получила такой популярности, как те же кокэши, сложно сказать. Может, недостаточно кавайная. 
Ну, яйцо. Ну, разборное. Ну и что? А тут - куууууколка, девочка хорошенькая. 
  
Как разновидность на основе этой же технологии появилась и игрушка "фукуро-но ирэко" ふくろうの入れ子 (сова с начинкой). 
   
  
Логичным продолжением этой серии сувениров и стала компания "Семи богов удачи", потому как новогодний пилигриммаж по храмам этих богов - традиционное развлечение японцев в первых числах января. И Хаконэ - одно из самых популярных мест для этого. 
Игрушка "Хаконэ-но Шичи-фуку-джин" - "Семь богов удачи из Хаконэ" стала сувениром из популярного японского курорта у подножия Фуджи-сан. 
 
Самый большой тут - Фукурокуджю, бог мудрости, долгой жизни и удачи.     
  
Известно, что в 80-90 годы 19го века в Хаконэ бывали русские. И на курорте, в онсэнах грелись, и делами всякими занимались. Моряки, дипломаты, православные миссионеры, купцы и жены кое-кого из них. В числе последних там была и жена Саввы Мамонтова. Именно Мамонтовой и приписывают честь доставки игрушки в Россию. Ну, а дальнейшее продолжение истории про мастерскую "Детское воспитание" в Абрамцево вы можете найти где угодно.  
  
Занятно, что имени Фукурума, под которым игрушка известна сейчас в России, в Японии нет. Вообще такого слова в японском языке нет. 
Похоже, кто-то плохо расслышал или не запомнил незнакомое имя. А может, смешал в кучу бога Фукурокуджю, японскую удачу-фуку, сову-фукуро и куклу Дарума. 
  
P.S. Забыла написать: все картинки кликабельны.  


Комментарии

( 95 сказали — Сказать, что думаешь )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
natamura
24 авг, 2010 12:24 (UTC)
"Новогодний пилигриммаж"))) Женя, я Вас обожаю!))
zajcev_ushastyj
24 авг, 2010 12:52 (UTC)
У меня голова не работает. Я перевожу с двух языков и уже не переключаюсь на русский :)))
(без темы) - maria_gorynceva - 24 авг, 2010 16:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - natamura - 24 авг, 2010 16:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 24 авг, 2010 23:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alwdis - 7 сент, 2010 13:51 (UTC) - Развернуть
gellada
24 авг, 2010 12:27 (UTC)
Боже мой, я половину этого хочу! Особенно те коробочки с котиками и те этажерки из подносов, и еще вон ту сову, только не раскрашенную, сама нарисую, художник я или где?
costes
24 авг, 2010 12:42 (UTC)
сова и коробки с котиками меня тоже поразили в самое сердце)
(без темы) - gellada - 24 авг, 2010 12:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 24 авг, 2010 12:55 (UTC) - Развернуть
costes
24 авг, 2010 12:41 (UTC)
а на картинке с "Nesting Seven Lucky Gods", самое последнее, с хвостиком... это что, репка?!
zajcev_ushastyj
24 авг, 2010 13:13 (UTC)
Не, это такой молоток: http://hinaya.biz/tyadougu/gazou/t88.jpg
Тоже символ удачи. У котов манэки-нэко такое иногда в одной лапе рисуют.
(без темы) - costes - 24 авг, 2010 13:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 24 авг, 2010 13:29 (UTC) - Развернуть
mckuroske
24 авг, 2010 12:41 (UTC)
Ага, я давно уже просветилась по поводу деда Фукурумы.
zajcev_ushastyj
24 авг, 2010 13:15 (UTC)
Про деда я узнала года четыре назад (до ЖЖ), когда делала презентацию в местном Обществе Любителей Гайджинов про Россию. Но тогда я плохого не заподозрила, хотя муж очень странно среагировал на "бога удачи Фукурума" :)))
До меня медленно доходит :)
(без темы) - costes - 24 авг, 2010 13:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 24 авг, 2010 13:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mckuroske - 25 авг, 2010 01:58 (UTC) - Развернуть
legkoe_pero
24 авг, 2010 12:53 (UTC)
А я где-то читала, что матрешка в Россию пришла из Китая - как и пельмени через Сибирь :)Но подробностей не помню. Но, навернео, она могла из Китая и в Японию прийти, а там уже разрастись :)
zajcev_ushastyj
24 авг, 2010 13:15 (UTC)
Это Вы, возможно, с самоваром путаете. Он точно из Китая пришел (по самой популярной версии).
(без темы) - hallodri - 24 авг, 2010 20:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 24 авг, 2010 23:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - legkoe_pero - 25 авг, 2010 07:48 (UTC) - Развернуть
cynep_npu3pak
24 авг, 2010 13:24 (UTC)
слушай, а разве это не из Китая? эти все коробочки, шарики и пр. один в другой?

zajcev_ushastyj
24 авг, 2010 13:33 (UTC)
Так культуры похожие и много общего. Но японцам одну идею подкинешь, они ее извратят до самого упора :)
(без темы) - cynep_npu3pak - 24 авг, 2010 13:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 24 авг, 2010 13:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dudnev - 24 авг, 2010 15:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 24 авг, 2010 23:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dudnev - 25 авг, 2010 04:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 25 авг, 2010 05:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dudnev - 25 авг, 2010 06:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cynep_npu3pak - 24 авг, 2010 23:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 24 авг, 2010 23:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cynep_npu3pak - 25 авг, 2010 00:37 (UTC) - Развернуть
mariten
24 авг, 2010 13:30 (UTC)
А мне яйко очень нравится))
zajcev_ushastyj
24 авг, 2010 13:34 (UTC)
Симпатишное, ага. Только очень уж мелкое :)
algulya
24 авг, 2010 13:33 (UTC)
Когда училась в институте, то на лекциях по мат.культуре нам рассказывали, что матрешка была разработана нашими мир.искусстниками на основе японской национальной "игрушки". Т.е она является потомком японской. Матрешка появилась в России именно во времена Савы Мамонтова.
Это не нацианальная русская народная игрушка. А вешь, созданная проф. художниками. О, бедные, они бедные, не предполагали во что это выльется!
zajcev_ushastyj
24 авг, 2010 13:42 (UTC)
Да, я тоже, помнится, очень удивилась в свое время, что матрешка - относительно новая игрушка и вовсе даже не народная :)
Впрочем, у любой "народной" игрушки когда-то был автор.
(без темы) - algulya - 24 авг, 2010 14:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hallodri - 24 авг, 2010 20:54 (UTC) - Развернуть
stasyred
24 авг, 2010 13:33 (UTC)
:) Здорово как :)
Не только японцы умеют ассимилировать чужие идеи и выращивать на их основе что-то свое, но и мы тоже :)
zajcev_ushastyj
24 авг, 2010 13:43 (UTC)
Можем, конечно. Но очень редко хотим :)
(без темы) - shepet - 25 авг, 2010 15:00 (UTC) - Развернуть
lliothar
24 авг, 2010 13:40 (UTC)
Год 32 либо 52, с равным успехом. Рысю кажется так :)
(без темы) - lliothar - 24 авг, 2010 13:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 24 авг, 2010 13:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lliothar - 24 авг, 2010 13:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 24 авг, 2010 13:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lliothar - 24 авг, 2010 13:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - svet_ka - 24 авг, 2010 18:50 (UTC) - Развернуть
miwa16
24 авг, 2010 14:57 (UTC)
Очень интересный рассказ, спасибо!
...жаль, что раньше не знала, как поступить с "неумелыми" Дарумами :)
zajcev_ushastyj
24 авг, 2010 23:27 (UTC)
Утверждают, что приносить на сжигание надо именно в тот храм, где дарума была куплена. А это не всегда возможно ;)
umkaline
24 авг, 2010 15:02 (UTC)
как всегда - очень познавательно )))
(без темы) - umkaline - 25 авг, 2010 05:43 (UTC) - Развернуть
ivry
24 авг, 2010 15:05 (UTC)
Интересно, яйцо от Киндера откуда развилось?:)
zajcev_ushastyj
24 авг, 2010 23:29 (UTC)
Может, и оттуда же. Но факт, что сейчас, когда пытаются объяснить некоторые похожие явления, используют слово "матрешка" уже как технический термин. Популярность - страшная сила ;))
(без темы) - ivry - 25 авг, 2010 09:44 (UTC) - Развернуть
arcangelina
24 авг, 2010 15:28 (UTC)
Вот ведь какая история у матрешки - прямо детектив...

Ох, как мне обенто-бако с кошками приглянулись! :) Правда, я такую красоту бы точно в свое лапотворчество утащила - бисер, бусинки складывать. Давно вижу эти коробочки, но никак не могу свыкнутся с мыслью, что это – для еды.

А Дарумчики у меня сидят, сидят. ))) Но они, бедняжки, пока без глаз - не придумалось еще желание.

Спасибо! Очень интересно.
zajcev_ushastyj
24 авг, 2010 23:31 (UTC)
Там сложно все с этой матрешкой. И не однозначно. Вполне может быть, что Мамонтова привезла не "Фукурума", а яйцо или сову. Хоть и было относительно недавно, но две войны и революции успешно стерли почти все следы :(
ting_li
24 авг, 2010 16:18 (UTC)
да, японцы очень ценят пространство и умеют его экономить. Даже если это касается игрушек:)
zajcev_ushastyj
24 авг, 2010 23:32 (UTC)
А куда денешься? Эстетика минимализма :)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 95 сказали — Сказать, что думаешь )

Календарь

Апрель 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки



LiveJournal Counter


Разработано LiveJournal.com
Дизайн Akiko Kurono