?

Log in

No account? Create an account

Назад | Вперед


У замечательной художницы по костюмам la_gatta_ciara был пост о японском влиянии на европейскую моду, в комментах к которому я пообещалась нанести симметричный ответ.
Вот, выполняю обещанное.

 Первые европейцы (по крайней мере, по подтвержденным историческим данным) прибыли в Японию в 1543 году. Португальцы высадились на острове Танэгашима, где и были встречены тамошними японцами. 
"Вау, какие халатики!" - воскликнули португальцы на чистом португальском языке. 
"Однако, как есть варвары. И одежа у них варварская" - подумали вежливые уже тогда танэгашимские японцы. 
  
Так и стали португальцы нанбанджинами  (南蛮人), южными варварами. Позже это почетное звание с ними разделили испанцы. Варвары, прибывшие из северной Европы (Англия и Голландия), получили наименование "комо" (紅毛 - красноволосые).  

По японским картинам тех времен хорошо заметно отношение местного населения к нанбанджинам. Длинноносые, нелепые, никакого изящества и манер.  
   
  
  
Однако, "южные варвары" оказались умелыми и настойчивыми переговорщиками. Португальцев интересовала Япония, по слухам от Марко Поло, полная дешевого золота, серебра и прочих несметных богатств. 
Португальцы стали посредниками между производителями шелка и фарфора в Китае и высокопоставленными потребителями этой роскоши в Японии, благо прямая торговля была запрещена китайскими правителями. 
Кроме того, португальцы представили японцам огнестрельное оружие (всякие там аркебузы, мушкеты и прочие средневековые пукалки).   
 
А первые христианские миссионеры прибыли в Японию в 1549 году. Испанский иезуит отец Франсиско Хавьер оказался черзвычайно успешным проповедником, за короткое время обратив в христианство несколько тысяч японцев. 
  
Новое оружие и новая вера, как и их носители, несколько поменяли представления японцев об окружающем мире и, как не сложно догадаться, отразилось это в том числе и в одежде. 
   
Первыми, кто испытал на себе влияние европейских мод, оказались самураи. Новое оружие потребовало пересмотреть способы защиты. Оказалось, что проще всего позаимствовать и интегрировать в уже имеющийся доспех некоторые части от европейских кирас. В частности, нагрудные пластины из металла. 
Однако, металлические одежки требовали особого ухода. И их желательно было защищать от дождя и прочих атмосферных явлений. Железо быстро нагревалось на солнце и так же быстро остывало в холодную погоду.  
В японскую моду вошли жилеты (с рукавами и без) для защиты доспеха. 
Здесь они стали называться "джинбаори" (陣羽織). 
Первые модели джинбаори очень сильно напоминали европейские таббарды, от которых, по сути, и происходили. 
 Реальный образец джинбаори 16го века. Принадлежал Абэ Дайоши (отец основателя клана Абэ, Тадаоки).  
Заметьте, какая юбочка в складочку. 
   
  
  

Исторически достоверная реконструкция, Джидай Матсури в Киото.   
  
Очень быстро джинбаори стали не только защитой доспеха, но и отличительной одеждой самураев. Те, кто побогаче и познатнее, стали использовать их для демонстрации своего богатства. Джинбаори для высокопоставленных самураев шились из дорогих тканей (в том числе и импортных - бархата и шерстяного сукна) и украшались вышивкой шелком и золотом. 
Самураи попроще носили джинбаори из плотного хлопка, льна и прочей дерюги. Но цвета "доспешных жилеток" выбирались из соображений клановой принадлежности. Наличие герба господина на спине было обязательным.
Джинбаори могли быть как с рукавами (короткими или примерно на 3/4), так и вовсе без рукавов. 
  
Несколько моделей джинбаори с Джидай Матсури. Это все - 16-17 века.   

  
  
 
  
  

Обратите внимание: края джинбаори на груди соединяются ремешком с пуговицей! Пуговицы также были позаимствованы из европейской моды.  
  
    
  
Некоторые джинбаори были настоящими произведениями искусства и отличались своеобразным дизайном и рисунком. 
   
Слева - джинбаори, принадлежавшее Кобаякава Хидеаки (1577-1602). Сшито из тонкого шерстяного сукна, отделано вышивкой шелком и золотом. 
Справа - джинбаори Маэда Шигэхиро (1729-1753). 
Некоторые модели джинбаори имели воротник (стойкой или отложной, сложного кроя), что для традиционной японской одежды вообще не характерно.    
  
Обращенные в христианство самураи для того, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к крещеным, носили не только крест, но и позаимствованный у европейцев гофрированный воротник "раффуру" или "хида-эри". 
   
Кукла-манекен в Музее Костюма в Киото, представляющая самурая-христианина. 
  
 Картина 16го века, крещеные самураи. 
  
 Фрагмент картины с самураем в рифленом воротнике. 
  
Правда, "христианская мода" продержалась недолго. С приходом к власти Токугав, все гайджины были изгнаны с японского архипелага, а христианство запрещено вплоть до смертной казни тех, кто не пожелал отказаться от своих убеждений. Воротники "хида-эри" вышли из моды вместе с их носителями. 
  
Но "оружейная" мода, привитая "южными варварами", продолжала развиваться, питаясь редкими поставками через сильно ограниченную торговлю с Западом. 
Понятно, что новомодные веяния были доступны прежде всего правящему сословию самураев и приближенных к ним. Но и остальные, глядя на моднючих вояк, пытались подражать им по мере сил.
 
Впрочем, простонародье тоже позаимствовало у "южных вараваров" кое-что полезное для своего гардероба. 
 
Во-первых, узкие облегающие штаны. Португальские подштаники "calção" (кальсоны) стали вполне самостоятельными японскими штанами "момохики" (матахики) 股引. 

Укороченный вариант момохики. Шилось из хлопка, льна. Носили в жаркое время года. 
  

Длинные момохики были широко распространены среди простонародья и нижних служивых чинов как удобная и практичная рабочая одежда. Такое шили из плотного хлопка, льна и прочих дешевых и прочных тканей. 
  
Во-вторых, португальский короткий плащ "capa" превратился тут в верхнюю накидку, плащ от непогоды "каппа" (合羽). Из плотных тканей, на зимнее время - с подкладкой, иногда из бумаги-ваши. 
   
Кукла-манекен из Музея Костюма, представляющая путешествующего простолюдина в плаще "каппа" и штанах "момохики". 
  
Такие плащи можно в изобилии увидеть на гравюрах Хирошигэ из серии "53 станции Токайдо". 
 
  
Впрочем, и на гравюрах других авторов, изображающих путешествеников, этот плащик встречается часто. 
 Такой плащ также назывался "бонзу-гаппа" (плащ монаха) из-за происхождения от христианских миссионеров или "хикимаваши-каппа" (натянуть-завернуться). 
  
Модифицированная модель "хан-каппа" (半合羽) уже имела рукава и застежку, а очень часто - и воротничок явно неяпонского вида. 
 
Хан-каппа 17го века. 
   
Повторюсь: в конце 16го века плащи и пальто "каппа" были мужской одеждой. Чаще всего - для работяг-простолюдинов. 
  
Но и знать не брезговала пальтишками. Причем, знатные самураи могли себе позволить и более сложные модели. 
 
Прелестное пальтишко-каппа из красного шерстяного сукна с отделкой золотым шнуром по краям. Совершенно уникальная модель с отстегивающимися рукавами и подолом (в собранном виде - каппа, без рукавов и подола - джинбаори).
Сшито в Китае по заказу Тойотоми Хидейоши (стало быть, конец 16го века). 
  
Однако, уже к концу 17го века пальто на основе каппа с рукавами стали носить и женщины. Среднего самурайского сословия замужние дамы старшего возраста и вдовы. 
  
Современная реконструкция. 
Обратите внимание на отделку горловины: квадратный вырез, несимметричная застежка и круглый отложной воротник. Ни в каком другом варианте японской одежды такого нет. 
В таком женском варианте пальто стало называться "хифу" (被布). 
Женское пальто-хифу дожило до нашего времени. К концу 19го века это носили уже и молодые девушки, и маленькие девочки. 
 Фото 1910х, студентки университета.  
  
В наше время хифу сохранились преимущественно как наряд для маленьких девочек. На празднике "7-5-3" можно в изобилии полюбоваться на малышек, одетых в хифу, как с рукавами так и без них. 
 
Современные детские жилетки-хифу. 
  
По тому же образцу женского каппа-хифу появилось и много прочих разновидностей верхней одежды для кимоно. Правда, все они вошли в употребление уже ближе к концу Эдо периода или уже во время Мейджи (19й век). 
В основном европейское влияние прослеживается в форме выреза горловины, квадратной или овальной формы, и наличии отложного воротника. 
 
Все это разнообразие дожило до середины 19го века. Когда в 1853 году Коммодор Перри вновь открыл Японию для Запада. 
В отличие от 16го века, когда Япония по уровню развития опережала Европу, в 19ом веке ситуация складывалась прямо противоположная. Тут уже не приходилось придирчиво выбирать из того, что мог предложить Запад. Надо было быстро спасаться от полной колонизации и превращения в захудалую провинцию в размерах всей страны. 
  
Был взят курс на быструю и полную "вестернизацию" общества. Чтобы бороться с противником, для начала надо узнать о нем как можно больше. И использовать самое лучшее из этого арсенал против него. 
На начальном этапе модернизации Мейджи с Запада брали вообще все подряд. 
  
Как и в 16ом веке, первыми подверглись издевательству модернизации вооруженные силы. И опять это проявилось в том числе и в одежде. 

Офицеры армии императора Мейджи (историческая реконструкция Джидай Матсури), конец 60х 19го века. 
Обратите внимание на маленький красный лоскуток прямоугольной формы, прикрепленный к левому плечу жакета сансай-баори. Это "содэ-джируши" (содэшё) 袖章 - прообраз погон. Цвет лоскутка указывал на принадлежность к конкретному роду войск и отряду. Позже к этому добавилась информация о ранге носителя. 
  

Солдаты императорской армии Мэйджи. Здесь не видно, но содэ-джируши тоже имеются на левом плече у каждого. Плюс количество и ширина полосок на рукавах указывает на ранг носителя. 
  
Дальше форма менялась в сторону полного копирования западных образцов. 
   
Кукла-манекен в форме офицера императорской армии конца 19го века. 
Ничего японского. 
  
Но форма для армии, полиции и чиновников предоставлялась государством. А вот японцы вне государственной службы вынуждены были "озападниваться" за свой счет. Одежда европейского образца была много дороже кимоно. Позволить себе полный комплект могли только очень состоятельные люди. Те, кто попроще, пытались приобщиться к новым модам, заменяя отдельные детали костюма на аналогичные западного производства. 
Прежде всего это относилось к обуви, головным уборам, плащам и мелким акессуарам (вроде часов, кошельков-портмоне, тросточек и зонтов).  
 
Фото конца 19го века. 
Назвать это "влиянием" западных мод на местные очень сложно. Скорее, вытеснение.
  
Обувная интервенция.  
  
Переломный момент случился примерно в 20-30е годы уже 20го века. Великое землетрясение в Канто в 1923 году, разрушившее Токио и Йокогаму и унесшее около 140 000 жизней, стало началом окончательного вытеснения западной одеждой традиционного кимоно. 
 
В городе Саитама в октябре проходит фестиваль Тайшё-Джидай Матсури. Участники фестиваля одеты по моде начала прошлого века. 
Тут очень наглядно видно, как западная одежда постепенно вытесняет кимоно. 
  
  
  
  
 
  
Ну, а дальше уже шло параллельное существование двух видов и частичное их смешение. 
  
  
Основной материал - по сайту Музея Истории Костюма в Киото. 
Картинки собирала по всему Интернету.   


Комментарии

( 143 сказали — Сказать, что думаешь )
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
katyabelyaeva
5 дек, 2010 13:43 (UTC)
спасибо! очень интересно!!
обожаю читать про Японию.
zajcev_ushastyj
5 дек, 2010 13:52 (UTC)
Ну, здесь не только про Японию ;)
ali_2
5 дек, 2010 13:52 (UTC)
спасибо огромное, очень интересно и познавательно)))
maria_querrida
5 дек, 2010 13:53 (UTC)
Если интересно, вот мое эссе как раз на тему -
http://maria-querrida.livejournal.com/39161.html#cutid1
Там не с начала, где-то с половины текста и ниже. С картинками, ага)
zajcev_ushastyj
5 дек, 2010 14:14 (UTC)
Спасибо, посмотрю :)
foxy_helen
5 дек, 2010 13:55 (UTC)
очень познавательно, спасибо!
lliothar
5 дек, 2010 14:25 (UTC)
Ой, эти испанские штаники такие баллонистые, что я сперва не поверила глазам - неужели ради смеха мужиков в фижмах нарисовали! :))))

Вот та джинбаоря с треугольничками на рукавах заставляет мое сердце бакуманьяка тревожно биться :)))))

Мужик в лиловато-синем с гофрированным воротником писец как очарователен! :)))

ООООООО! Хидэёси-то был тем еще модником!!! Какой китайский от кутюр себе красненький отхватил! Представляю, как ржали завистники - "Обезьяна" в красном!

Кимоно с котелочком - это убийственно :))
zajcev_ushastyj
5 дек, 2010 14:40 (UTC)
А баллонистые штаники не только испанцы носили, вообще мода была такая в 16-17ом веках :)
Японцы честно попытались изобразить то, что видели :)))
Джинбаори с треугольниками, однако, воспроизводит модный рисунок в стиле индийского батика "тумпал" (такое, например: http://www.google.co.jp/images?hl=ja&rlz=1T4SUNA_jaJP288JP289&q=tumpal&um=1&ie=UTF-8&source=univ&ei=jaP7TIzAK9CtrAfPoLyGCA&sa=X&oi=image_result_group&ct=title&resnum=1&ved=0CCUQsAQwAA&biw=1076&bih=521). Похоже, это было модным в конце 17го века ;))

Хидейоши был страшным барахольщиком. Похоже, трудное детство сказывалось. Какую тему по тряпкам не начнешь копать, непременно на него наткнешься.

Кстати, помнишь, я тебя спрашивала, как шинсэны носили повязочки на рукавах? Вот тут я и сама увидела :)))
(без темы) - lliothar - 5 дек, 2010 14:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 5 дек, 2010 14:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - phd_paul_lector - 6 дек, 2010 04:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 6 дек, 2010 05:15 (UTC) - Развернуть
оффтоп - lliothar - 6 дек, 2010 18:39 (UTC) - Развернуть
Re: оффтоп - zajcev_ushastyj - 6 дек, 2010 23:21 (UTC) - Развернуть
Re: оффтоп - lliothar - 6 дек, 2010 23:27 (UTC) - Развернуть
Re: оффтоп - zajcev_ushastyj - 7 дек, 2010 02:24 (UTC) - Развернуть
Re: оффтоп - lliothar - 7 дек, 2010 17:28 (UTC) - Развернуть
Re: оффтоп - zajcev_ushastyj - 8 дек, 2010 13:52 (UTC) - Развернуть
Re: оффтоп - lliothar - 8 дек, 2010 14:10 (UTC) - Развернуть
Re: оффтоп - zajcev_ushastyj - 8 дек, 2010 23:38 (UTC) - Развернуть
Re: оффтоп - lliothar - 8 дек, 2010 23:43 (UTC) - Развернуть
Re: оффтоп - zajcev_ushastyj - 9 дек, 2010 00:20 (UTC) - Развернуть
Re: оффтоп - lliothar - 9 дек, 2010 00:22 (UTC) - Развернуть
korollapushki
5 дек, 2010 14:26 (UTC)
какое всё красивое! и какая выдумка - красное пальто-трансформер очень понравилось:) спасибо!
zajcev_ushastyj
5 дек, 2010 14:41 (UTC)
Очень по-японски: взять чужую идею и приспособить ее для себя, попутно извратив до полного совершенства :)
(без темы) - phd_paul_lector - 6 дек, 2010 04:37 (UTC) - Развернуть
f300lwb
5 дек, 2010 14:27 (UTC)
Очень интересно
Спасибо!
zajcev_ushastyj
5 дек, 2010 14:41 (UTC)
Всегда пожалуйста :)
_chimera_
5 дек, 2010 14:29 (UTC)
Европейские шляпы в сочетании с традиционной одеждой очень трогательно смотрятся.
zajcev_ushastyj
5 дек, 2010 14:43 (UTC)
Носили же такое :)
Впрочем, и до сих пор носят. Год назад у меня был пост про сочетание кимоно с европейскими аксессуарами. Две старые фотки я оттуда перетащила :)
(без темы) - _chimera_ - 5 дек, 2010 15:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 6 дек, 2010 02:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _chimera_ - 6 дек, 2010 12:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 6 дек, 2010 12:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _chimera_ - 6 дек, 2010 12:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 6 дек, 2010 12:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _chimera_ - 6 дек, 2010 13:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 7 дек, 2010 03:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _chimera_ - 7 дек, 2010 07:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 7 дек, 2010 07:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _chimera_ - 7 дек, 2010 08:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 7 дек, 2010 08:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _chimera_ - 7 дек, 2010 08:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 7 дек, 2010 10:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _chimera_ - 7 дек, 2010 11:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 7 дек, 2010 12:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _chimera_ - 7 дек, 2010 12:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 7 дек, 2010 12:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _chimera_ - 7 дек, 2010 12:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 7 дек, 2010 04:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _chimera_ - 7 дек, 2010 07:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 7 дек, 2010 07:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _chimera_ - 7 дек, 2010 08:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - phd_paul_lector - 6 дек, 2010 04:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _chimera_ - 6 дек, 2010 12:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 6 дек, 2010 12:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _chimera_ - 6 дек, 2010 12:15 (UTC) - Развернуть
rainam2
5 дек, 2010 14:42 (UTC)
Спасибо за рассказ!
antalika
5 дек, 2010 14:45 (UTC)
Замечательный пост!))) Спасибо))
zajcev_ushastyj
5 дек, 2010 14:50 (UTC)
Пожалуйста-пожалуйста :)
morita
5 дек, 2010 14:53 (UTC)
1.какая у Маэда роскошная жилетка!
2.заимствование кальсон (шорт) вполне логично по жаркому и влажному климату.А было ли что-то свое исконное вместо или до момохики?
zajcev_ushastyj
5 дек, 2010 14:58 (UTC)
Да там какую жилетку не возьмешь, такая красотища! И совершенно дикое разнообразие моделей и отделки. Похоже, выпендривались кто во что горазд :)

До момохики носили либо штаны-юбку хакама (такие, складочками) разной длины и разных материалов. Самураи и прочая знать - шелковые, простолюдины - лен, хлопок, дерюга. Простолюдины же в жаркое время обходились только "трусами"-фундоши (на стринги похожи). Если копать вглубь времен, то были и другие модели штанов, но это отдельная тема. А к 15ому веку только хакама и фундоши остались.
(без темы) - phd_paul_lector - 6 дек, 2010 04:41 (UTC) - Развернуть
nezaminna
5 дек, 2010 15:11 (UTC)
Здорово! очень интересно, спасибо за ваш рассказ. Вот всё время, пока я читала, меня не покидала мысль про современных японских кутюрье,которые очень сильно повлияли на современную мировую моду. А потом, японский дизайн с французским лейблом, сделанный в Китае едет снова в Японию.Забавный круговорот идей: Европа-Азия-Европа-Азия:))
zajcev_ushastyj
5 дек, 2010 22:50 (UTC)
Глобализация, однако :)
Я тут однажды купила "матешку" в виде Микки-Мауса, произведенную в Китае. Тоже очень веселилась :)
gvvendolyn
5 дек, 2010 15:20 (UTC)
Дядечка в шлеме с рожками смотрится весьма забавно :)

*У вас очень интересный журнал!! Каждый пост читаю с огромным удовольствием.
zajcev_ushastyj
5 дек, 2010 22:51 (UTC)
"Рожки" одно время были очень популярным украшением для шлема. Каких только форм не придумывали! :)

Спасибо :)
rika_66
5 дек, 2010 16:02 (UTC)
А жаль... Нет, не нравится мне глобализация со всеобщей стандартизацией всего и вся...
Спасибо!
zajcev_ushastyj
5 дек, 2010 22:52 (UTC)
Однообразие, конечно, скучновато. Но куда ж денешься? Насильственно этот процесс явно не изменить. Японцы молодцы хотя бы в том, что вообще до сих пор носят (хоть изредка) национальную одежду.
6_h_h
5 дек, 2010 16:12 (UTC)
Здорово! Как всё интересно!
Несколько вопросов, если позволите.
1. Как по картине можно определить, что там самураи-христиане. Только по крестику? Или там есть ещё какие-то особенности в одежде?
2. А какая связь между землетрясением и сменой одежды с японской на европейскую? Кимоно как-то мешали спасаться от землетрясения?
zajcev_ushastyj
5 дек, 2010 23:00 (UTC)
Преимущественно по крестику. Детали, позаимствованные из европейской одежды, были дорогими. Это могли себе позволить далеко не все. А вот без крестика христианина не бывает.
Более состоятельные дополнительно могли себе позволить тот же воротник "раффуру" как знак принадлежности к христианам. Некоторые пытались менять стрижку на более европейский вариант.

Землетрясение повлияло в том плане, что большая часть одежды была утеряна под развалинами и во время пожаров сразу после. Выжившим японцам было элементарно нечего надеть, вообще. Западные страны оказали помощь, прислав большое количество дешевой одежды. Ну, и она резко вошла в моду. Оказалось, что она вообще много дешевле кимоно и производить ее проще. И, раз уж все равно надо было восстанавливать производство одежды, решили начать с западной.
(без темы) - phd_paul_lector - 6 дек, 2010 04:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 6_h_h - 6 дек, 2010 06:43 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
( 143 сказали — Сказать, что думаешь )

Календарь

Апрель 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки



LiveJournal Counter


Разработано LiveJournal.com
Дизайн Akiko Kurono