?

Log in

No account? Create an account

Назад | Вперед

Городское кладбище.


Раз уж зашла тут речь о поминовении Ушедших, то вот вам давно обещанная подборка фотографий с местных обычных городских кладбищ. Поскольку во время О-Бона все обязательно посещают кладбища, поклониться могилам своих предков, мы тоже посетили. И еще одно кладбище в Киото я посетила с чисто экскурсионными целями еще в начале мая.
Так что фотки у меня с двух кладбищ: одно в Кишиваде, второе - недалеко от нашего дома в Киото. В сущности, разницы между ними никакой. И все остальные кладбища, которые я тут когда-либо видела, мало отличаются от этих. Будем считать, что примерно так и выглядит типичное городское кладбище в Японии. 


Многие городские кладбища, особенно старые, располагаются рядом с каким-нибудь буддийским храмом. Потому что обычно хоронят тут по буддийскому ритуалу. Детали обряда сильно зависят как от того, к какой буддийской секте принадлежала семья умершего, так и от местных традиций. Про похороны, в которых мне довелось участвовать, расскажу как-нибудь в другой раз. Но без буддийского священника и храма тут редко дело обходится. Однако же, не все кладбища имеют свой храм. Новые кладбища и деревенские очень часто расположены прямо внутри городского квартала, отделенные от него оградой, либо на склоне горы, где жилая застройка затруднительна. 
  
Но где бы ни располагалось кладбище, на его территории всегда есть три обязательных "вещи": 
1. Одна или (чаще) целый ряд статуй Джизо - бодхисатвы, по поверьям помогающего грешникам в аду. 
 
Все они традиционно украшены красненькими передничками (иногда и шапочками, если вид статуи это позволяет). Есть место для парных букетиков цветов и маленький стаканчик для специальных благовонных палочек. Очень часто постамент статуи имеет небольшое углубление по центру. Для воды. Часто можно встретить и отдельно поставленную чашечку с водой на постаменте, вот как на этом снимке слева. Чтобы духи, посетившие место своего упокоения, после долгой дороги на землю могли утолить жажду. 
Первое время после похорон и в дни поминовения такие чашечки стоят почти везде. В другие дни - как придется. 
  
Таких коллективных или одиночных статуй Джизо на кладбище может быть несколько, особенно, если кладбище большое.   
  
2. Место, где в свободном доступе лежат всякие вещи, надобные для ухаживания за могилой: 
 
Ведра для воды (крантик с водопроводной водой имеется обязательно), ковшики. Мусорные контейнеры. Веников и прочего обычно нет. Поскольку содержание самого кладбища в пристойном виде - задача специального служащего. А местные могилы так устроены, что ведра с водой и ковшика достаточно для ухода. 
  
3. Небольшая горка-коллективная могила для неимеющих потомков. 
 
Тут хоронят тех, у кого не осталось близких родственников, способных заботиться о могиле. Также сюда переносят верхние камни со старых захоронений, за которыми давно никто не ухаживает (т.е., живых родственников тоже уже не осталось). Тогда старая могила отдается под новые захоронения. 
За этой коллективной могилой ухаживает кладбищенский смотритель. Остальные могут оказать свою посильную помощь, например, поставив благовонные курения или цветы. 
  
4. Типичный вид:
 
Это недалеко от нашего дома в Киото. Хорошо видно окружающий городской пейзаж: на заднем плане дома, слева - скоростная автодорога. 
  
Камень, используемый для надгробных памятников, - разные сорта гранита. Чаще всего - светло-серый. Но бывают и других цветов, особенно современные. В местном климате даже гранит постепенно разрушается и по состоянию камня можно примерно оценить возраст надгробия (очень примерно!). 
4а. 
 
Участок новых захоронений на кладбище в Кишиваде. Такие светленькие, чистенько-гладенькие. 
  
  
5. Старые могилы. 
 
А этим около 150 лет, как удалось расшифровать по надписям. Когда-то тоже были гладенькие и блестящие. Обдирать лишайники и плесень со старых камней тут не принято, как не принято и обновлять старые камни. Это история данной конкретной семьи. Ее не принято обновлять. 
  
6. Если семья старая, большая и с солидным весом в обществе, то для новых поколений Уходящих ставят отдельное надгробие на том же участке. 
 
Это могильный комплекс одной семьи, но разных поколений. По состоянию камня хорошо видно разный возраст захоронений. Хотя, похоже, во время каких-то последних похорон камни на могилах "перепутали". Не очень понятно зачем. 
  
Да, камни эти не зафиксированы жестко. По сути это - пирамидка. И во время очередных похорон камни последовательно снимают и кладут урну с прахом (или только прах) в основание самого нижнего. Иногда просто в землю, иногда есть специальная камера в основании памятника. 
  
7. 
 
Это тоже комплекс одной семьи. Что семья одна и та же видно и по общему "бордюру", и по одинаковым гербам. Два соседних надгробия - примерно одного возраста. Вероятно, это две относительно независимые ветви одной семьи. 
  
8. 
 
Относительно свежие могилы одной семьи, двух раздельно живущих ветвей этой семьи. То, что это именно могила, а не место под нее, видно и по чашкам с водой, и по маленьким подставочкам под благовонные палочки. Но надгробия, мягко говоря, скромные. Похоже, семьи сильно небогаты. Самый дешевый комплект надгробного камня традиционного вида стоит тут около 3 000 долларов. Хотя, может, потом поставят более солидный постоянный памятник. Торопиться некуда. 
  
9. 
 
Давненько никто не приходил... 
  
  
10. 
 
Еще одна могила на две ветви одной семьи. А спереди - отдельная могилка. Вместо обычного куба стоит статуя Джизо, так что, возможно, это могила ребенка. Судя по количеству цветов и их свежести, посещают ее часто. 
  
11. Хотя нестандартные надгробия тоже встречаются.  
  
Статуя неизвестно кого. Судя по состоянию камня, не меньше сотни лет. Цветы стоят, значит, могилу посещают. 
  
  
12. 
 
Здесь интересно: слева - старый памятник, несколько десятков лет, довольно простой; посередке - современное скромненькое надгробие, справа - новый, очень дорогой памятник из нестандартного черного гранита. И все - под одной фамилией и на одном участке. Историю семьи сами придумаете? 
  
13. Обычно в Японии (как и во многих других местах) размеры участка под семейную могилу и размеры памятника прямо пропорциональны богатству семьи и ее положению в обществе. Хотя особо престижных кладбищ нет (за исключением кладбища Окуноин на Коя-сан). Хоронят либо на родовом кладбище вместе со всей семьей, либо на ближайшем к дому (если семья живет далеко от родины своих предков). 
 
Совершенно типичное семейное надгробие. Семья солидная, с весом в обществе и достатком. Явно живут где-то недалеко в Киото уже не одно поколение.   
  
14. Могилы времен Второй Мировой. 
 
В прошлом посте я упоминала, что во время войны в Киото было несколько военных баз, одна из которых была недалеко от этого кладбища. Могилы военных (со звездочками) и даже одна могила моряков (третья справа, с якорем). Такие вот стандартные обелиски, обычно несколько в ряд и явно одного времени, есть практически на каждом старом кладбище. Если судить по надписям на камнях, это не персональные захоронения, это братские могилы. Есть списки, в которых (по идее) указано, кто именно захоронен под определенным надгробием. Но, насколько я знаю, это не всегда так. Безымянные жертвы тоже были, похороненные вместе с остальными. 
  
15. 
 
Очень старые могилы. Лет 150-200, судя по виду. Но за ними явно кто-то ухаживает и посещает. Похоже, лет 150 назад семьи были небогаты: и памятники скромные, и нет места для новых памятников. А потомки живут где-то недалеко. Хотя самим им тут места нет, но предков не забывают. 
  
16. 
 
Вот забавно-трогательная могилка (насколько это вообще может быть забавным): рядом с новым и дорогим памятником поставили емкость для саке. Ящичек такой с краником. Может, покойный любил приложиться к бутыльку, а может, родичи позаботились о том, чтобы всегда иметь чем помянуть. 
  
17. 
 
Кладбище в Кишиваде, старые могилы. Как видите, ничем не отличается от того, что в Киото. Может, просторнее немного. В маленьком городке (бывшей деревне) земля дешевле, чем в старом городе.  
  
18. А это - наше.    
 
Семейный памятник. Пока тут покоятся только родители свекра. 
Вот помру, сюда же положат то, что останется.   

Комментарии

( 109 сказали — Сказать, что думаешь )
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
(Удалённый комментарий)
zajcev_ushastyj
19 авг, 2009 05:52 (UTC)
Не за что :)
Может, это пост в нестандартное время: обычно либо очень рано утром (местным), либо поздно вечером (тоже местным). А тут, получается, под Вас подгадала.
Тема, конечно, не самая простая.
ostranna
19 авг, 2009 05:41 (UTC)
3, 5 - очень интересно, и (для меня) - правильно.

12 - мда, столько сразу предположений...
zajcev_ushastyj
19 авг, 2009 05:53 (UTC)
В общем, все довольно разумно сделано. И с уважением даже к самым незначительным людям.
cectra_xaoc
19 авг, 2009 05:57 (UTC)
Удивительно светлые здесь кладбища. Нет гнетущего ощущения. Наоборот: человек из света родился, в свет и ушёл.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - cectra_xaoc - 19 авг, 2009 05:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 19 авг, 2009 06:26 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
zajcev_ushastyj
19 авг, 2009 06:29 (UTC)
Российский сервис - все еще самый ненавязчивый?
Не, родители мужа из одного городка, Кишивады. Но у свекрови сложные отношения со старшим поколением своей семьи. Да и традиционно жена считается принадлежащей семье мужа. За редким исключением случаев, когда семья жены много выше по положению в обществе.
vel_belew
19 авг, 2009 06:01 (UTC)
Очень интересно! Вторая жизнь.
zajcev_ushastyj
19 авг, 2009 06:30 (UTC)
Да так и есть. Как-то тут к смерти много спокойнее относятся.
(без темы) - sonata - 19 авг, 2009 07:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 19 авг, 2009 07:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sonata - 19 авг, 2009 07:26 (UTC) - Развернуть
allekta
19 авг, 2009 06:13 (UTC)
Очень познавательно, спасибо.
Но вот я интересуюсь отсутствием людей в кадре. Это вы нарочно, или там так малолюдно? Принто ли навещать могилы родственников в какие-то определенные дни?
А мне понравилась коллективная могила. Типа муравейника или египетской пирамиды что-то. Внушительно и красиво.
zajcev_ushastyj
19 авг, 2009 06:34 (UTC)
На кладбище в Киото действительно никого кроме меня не было. Но это было довольно рано утром в рабочий день. В такое время там бывают только если какая-то дата для поминовения или таки умер кто-то. А в Кишиваде народу было полно, просто в кадр не попали. На О-Бон (середина августа) - приходят все, кто может. А так приходят помянуть на годовщину смерти, на Новый год, или просто по желанию.
loogaroo
19 авг, 2009 06:14 (UTC)
симпатичное. тут в израиле - одни лишь камушки ))
zajcev_ushastyj
19 авг, 2009 06:34 (UTC)
Ну, у вас свои заморочки :)
sonata
19 авг, 2009 07:11 (UTC)
Интересно. Я вообще кладбища несколько недолюбливаю, поэтому никогда в этой теме не копалась. Хорошо, когда кто-то вот так все напишет и не нужно уже самому копаться)
zajcev_ushastyj
19 авг, 2009 07:19 (UTC)
Да я сама к этим местам отношусь очень сложно :)
Вон, фоток наделала в начале мая, а выложила только сейчас :)))
Есть даже на местных кладбищах ощущение присутствия не из этого мира. Не то, чтоб пугало, но как-то волнует.
(без темы) - sonata - 19 авг, 2009 07:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 19 авг, 2009 07:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sonata - 19 авг, 2009 08:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 19 авг, 2009 08:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yamashita - 19 авг, 2009 09:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sonata - 19 авг, 2009 09:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yamashita - 19 авг, 2009 09:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sonata - 19 авг, 2009 09:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yamashita - 19 авг, 2009 10:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sonata - 19 авг, 2009 10:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yamashita - 19 авг, 2009 10:07 (UTC) - Развернуть
_chimera_
19 авг, 2009 07:22 (UTC)
Умиротворяюще выглядит. А траву выпалывать принято, да?
zajcev_ushastyj
19 авг, 2009 07:27 (UTC)
В общем, да. Особенно, если трава вылезла на самой могиле. А то она постепенно камень разворотит.
Сажать вообще ничего не принято. А вот парные букетики свежих цветов - обязательно. В современных памятниках вазончики для цветов уже встроены в постамент.
(без темы) - _chimera_ - 19 авг, 2009 07:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 19 авг, 2009 08:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _chimera_ - 19 авг, 2009 09:45 (UTC) - Развернуть
morita
19 авг, 2009 07:29 (UTC)
у нас,насколько помню,водку с кусочком хлеба ставят для души покойного,чтоб она могла присоединиться к поминкам,наверное,у японцев так же
zajcev_ushastyj
19 авг, 2009 07:32 (UTC)
Да, примерно так. Плошку с рисом ставят и втыкают в рис палочки. Плюс воду в чашечке. А саке не ставят обычно.
(без темы) - morita - 19 авг, 2009 07:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 19 авг, 2009 08:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - onliner - 20 авг, 2009 11:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 20 авг, 2009 11:17 (UTC) - Развернуть
rakushka_shell
19 авг, 2009 07:45 (UTC)
конечно очень интересно.. но все-таки и не менее грустно..
знаешь, мне в любом случае больше импонирует вот такой минимализм, чем наши громоздкие и вычурные памятники...
zajcev_ushastyj
19 авг, 2009 08:09 (UTC)
В целом, тут минимализм более распространен. Пока. Но уже появляются всякие чудесатости и странности. Особенно, на новых кладбищах в больших городах.
(без темы) - rakushka_shell - 19 авг, 2009 08:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 19 авг, 2009 08:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rakushka_shell - 19 авг, 2009 08:23 (UTC) - Развернуть
pushba
19 авг, 2009 07:55 (UTC)
супер-фотки и мега-интересная информация

:)
хочется написать что-нибудь умное...но ничего в голову не приходит

на меня все это произвело впечатление - как будто с другой планеты
zajcev_ushastyj
19 авг, 2009 08:10 (UTC)
Спасибо :)
В общем, от наших очень отличается.
natamura
19 авг, 2009 08:58 (UTC)
Женя, а есть у японцев какие-то дни поминовения, вроде наших 9, 40 дней?
yamashita
19 авг, 2009 09:56 (UTC)
извините, что отвечаю на вопрос не мне заданный, но думаю, что уважаемая хозяйка журнала сама ответит дополнительно, если пожелает

Вокруг алтаря в течение последующих 49 дней в случае смерти мужчины (35 дней - женщины) через каждые семь дней собираются родственники и друзья покойного для поминальных служб. В это время члены семьи носят траур (по крайней мере, одеваются скромно), причем он связан с запретом посещать в этот период другие семьи; они вынуждены воздерживаться от развлечений, не ходить на свадьбы, традиционные сезонные празднества и другие подобные мероприятия, по крайней мере, 49 дней (китю) или один год (мотю). Новый год (точнее, первый день нового года) - ва жнейший праздник в Японии - после смерти домочадца не отмечают или отмечают очень скромно. 49 или 35 дней - этот срок, который соответствует периоду, необходимому, согласно буддийскому учению, на путешествие души через адские области с целью очищения. 49-й день означает завершение процесса очищения духа усопшего и трансформации его в дух предка.

Еще на эту тему и не только на эту
http://yamashita.livejournal.com/379901.html
http://yamashita.livejournal.com/380003.html
(без темы) - natamura - 19 авг, 2009 10:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 19 авг, 2009 11:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - natamura - 19 авг, 2009 12:04 (UTC) - Развернуть
mentbuster
19 авг, 2009 09:38 (UTC)
Очень впечатлила коллективная пирамида.
zajcev_ushastyj
19 авг, 2009 10:16 (UTC)
Да, это тут очень душевно сделано. Не знаю, сами ли японцы дошли или у кого позаимствовали, но вот такое есть практически на всех крупных старых кладбищах.
(без темы) - mentbuster - 19 авг, 2009 10:43 (UTC) - Развернуть
yamashita
19 авг, 2009 09:48 (UTC)
Благодарю Вас за подробный и интересный рассказ.
если разрешите, то я дам ссылочку на Ваш репортаж у себя в журнале и в коммьюнити ru_shinto, разместив его вместе со статьей о погребальной обрядности в Японии

кстати, а почему вы используете хэпберновскую транслитерацию? Неужели окружающие Вас японцы говорят Джизо, а не Дзидзо?
zajcev_ushastyj
19 авг, 2009 10:13 (UTC)
Если считаете полезным, то конечно, можете ссылаться и на этот пост. Правда, это, мне кажется, больше имеет отношение к буддизму, чем к синто.

А по поводу Хэпперна вот тут детально: http://zajcev-ushastyj.livejournal.com/111205.html
Предыдущий пост тоже, в общем, на эту тему. Но там основное в комментах, хотя и очень сумбурно :)
(без темы) - yamashita - 19 авг, 2009 10:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 19 авг, 2009 11:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yamashita - 19 авг, 2009 11:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zajcev_ushastyj - 19 авг, 2009 12:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yamashita - 19 авг, 2009 12:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shan_talle - 19 авг, 2009 11:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yamashita - 19 авг, 2009 11:44 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
( 109 сказали — Сказать, что думаешь )

Календарь

Апрель 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки



LiveJournal Counter


Разработано LiveJournal.com
Дизайн Akiko Kurono