Евгения (zajcev_ushastyj) wrote,
Евгения
zajcev_ushastyj

Category:
  • Mood:

Сакуран, сакуран, от тебя я без ума...

Чегой-то мы все о серьезном, да о серьезном. Давайте я вас немного развлеку.

На "каникулах" посмотрела таки фильм "Сакуран", по поводу которого меня просили высказать свое супер-пупер-авторитетное мнение.
Вот, высказываю. 

Мнение действительно будет очень субъективным. Можно (наверное, даже нужно) не соглашаться. Особенно, если вам есть что сказать по теме. 
Все, высказанное тут, основано на моих знаниях предмета. А они, эти знания, в общем, довольно скудные.   
 
Итак, "Сакуран", снятый в 2007 году. Свеженький совсем.
В главной роли куртизанки, постепенно достигающей самого верха ихней куртизаночной иерархии вплоть до звания "оиран", - певица и автор песен, модель и актриса Анна Тсучия.   
  
Первое впечатление от фильма по завершении просмотра можно сформулировать легко, хотя и не совсем цензурно:
"П...ц, как красиво!". 
  
Оно действительно красиво. На мой взгляд, чересчур. 
  
Во время какого периода японской истории происходит действие фильма - понять довольно сложно, но можно.
Если учесть, что "самурайские" мужские прически с хвостом, прилепленным на выбритую макушку, совершенно вышли из употребления уже к концу 19го века (приблизительно 70е годы; извините, лениво искать подробнее), можно сделать вывод, что речь идет о более раннем времени. 
Электричества в фильме еще тоже нет. Первая электрическая лампочка зажглась в Японии в 1878 году.  
Никакого упоминания о "белых варварах" в фильме тоже нет. Стало быть, не позже 1854 года.   
С другой стороны, прически и наряды, демонстрируемые в фильме, сформировались примерно к концу 18го века. Так что, очень приблизительно можно считать, что фильм у нас описывает японскую действительность первой половины 19го века или немного раньше.    
  
Почти в самом начале в фильме появляется "образ ворот" в квартале Йошивара, где и происходит действие. Ну, очень красивых ворот: 
  
В течение всего фильма этот образ появляется регулярно. 
Если кому плохо видно, а кино не смотрели, сообщаю: на воротах тут вместо верхней перекладины - аквариум. Стеклянный и с золотыми рыбками.  
  
Неохота мне рыть глубоко, потому поверим Википедии, в которой сказано, что первые стеклянные аквариумы появились в Англии в начале 50х годов 19го века. А в Японии стеклянные аквариумы появились и того позже, уже в начале 20го века. 
Декоративных рыбок (прежде всего - карпов "кои") в Японии разводили бешеные сотни лет до того. Но только в прудиках. Или, кому уж очень хотелось иметь рыбок дома, в больших керамических "горшках". 
 
Примерно (очень примерно!) вот так. 
  
К чему я это? К тому, что сей роскошный образ стеклянного аквариума в воротах Йошивары, а также в комнатах куртизанок, судя по всему, аллегория авторов. Показывающая их, авторов, отношение к тем, о ком фильм - о куртизанках Йошивары. 
Собственно, на этом можно и остановиться. На "аллегорию" можно списать и все остальное. Совершенно очевидно, что к реализму этот фильм не имеет никакого отношения. Красивая, стильная сказка.  
  
Основная претензия к фильму, как и в случае с "Мемуарами гейши", - костюмы и макияж. Уж почему японцы сами не стали придерживаться хорошо им известных вещей - без понятия. 
  
Оиран, проституки самого высшего класса, в фильме: 
 
  
 
  
А вот вам фото реальной оиран конца 19го века: 
 
Разницу видите? 
У красоток в фильме - макияж 1) европейского типа, 2) современный.  
Про глубокую традицию штукатурить морду лица белым, я рассказывала уже неоднократно. И про губки "бантиком", где накрашена только нижняя губа, тоже. 
А тут! И веки с синими тенями! И цвет! И помада во весь рот! И даже родинки!!! 
 
Особенно убило вот это: 
 
Справа - пальчики главной героини. С совершенно охренительным маникюром. И лакированными ногтями устрашающей длины... 
Хорошо, хоть стразиков не налепили. 
  
Ногти тут с доисторических времен и до середины примерно 20 века не красили. И длинные тоже не носили. 
  
Картинка не совсем в тему, но тут хорошо видно руку и ногти. Короче, если найдете хоть одну японскую гравюру, где у красотки были бы такие ногти как в фильме (и она не была бы ёкаем), вышлю на ваш адрес коробку конфет. Не говоря уже о полном признании своей неправоты.  
  
И еще пара маленьких деталей. Куртизанкам такого класса, как изображается в фильме, положено было носить побелку не только на лице и шее, но и на верхней части спины и даже белить ступни ног до лодыжек и руки до локтей. Не так капитально, как лицо, но все же. Носок-то им не положено было по статусу, а белая кожа - это красиво! А также красивым женщинам полагалось красить зубы. В радикально черный цвет.  
    
Хорошо видно? 
Ну, и кто смотрел фильм, должны хорошо помнить, какие чудеса японской стоматологии демонстрируют девушки. Аж глаза слепит. 
  
Мелкие придирки по костюмам можно уже опустить. 
Основные претензии касаются цветовой гаммы. Преобладающий цвет в традиционном костюме куртизанки любого уровня в Японии - красный. Не синий, не зеленый и не черный. Особенно это касается воротника и нижнего кимоно, джюбана. Сочетание красного цвета (воротник) с белым (лицо и шея) - символ праздника, юности и сексуальности. 
 
  
А это чего? 
 
Траур по утерянной наивности? 
  
Занятно, что героини второго-третьего и так далее планов, одеты, в целом, примерно правильно. Но главная героиня почему-то совершенно потрясает своими нарядами. 
  
Также совершенно потрясают своей яркостью и цветовой гаммой интерьеры. Не, понятно, что, типа, бордель. И скромности ждать не приходится. Но все же сочетание цветов как в попугайском хвосте и их интенсивность на уровне "вырви глаз" - мне кажется, чересчур. 
Домашний алтарь: 
  
В глазах не рябит?    
  
Касательно девочек-учениц в фильме. 
 
Тут они крайние справа. 
Девочкам челки не стригли до второй половины 19го века. Это мода, завезенная "белыми варварами". 
А ученицам куртизанок точно также белили лица и рисовали губки и бровки, как и взрослым шлюхам. 
  
Оиран и камуро. 18й век. 
Современный вид камуро можно посмотреть на фото выше. Или вот: 
 
Тут девочки современные. И всего лишь изображают камуро.   
   
Самой истории, рассказанной в фильме, касаться не буду. Ничего особенного в ней нету. И, на мой взгляд, повторяет (по крайней мере, в основных сюжетных линиях) более ранний фильм о жизни проституток "Йошивара Энджёу" (吉原炎上, "Огонь Йошивары", 1987 г.). И попытка побега из борделя, и несчастная любовь, и выкидыш, и даже гибель одной из "сестер" - почти один в один. Разве что сдвинут по времени лет на сто раньше. 
  
В общем, фильм красивый. Очень аллегорический. Кажется, это называется "бенефис": когда все крутится вокруг одного артиста, играющего главного героя. А все остальные - вроде мебели, для антуража. 
Бенефис красивой женщины Анны Тсучии. Вполне можно смотреть с удовольствием, если не относится к этому как описанию реальности.  
  
  
P.S. Картинки для иллюстраций натаскала отсюда: 
Современные таю из Шимабары: http://kyoto.cool.ne.jp/tukasa21/ 
Гравюры японские разных времен: http://www.japaneseprints-london.com/beauties.htm 
Старые фото: http://oldphoto.lb.nagasaki-u.ac.jp/en/category.html   
 
Tags: Всякая всячина, Местные красотки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 92 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →