Евгения (zajcev_ushastyj) wrote,
Евгения
zajcev_ushastyj

Categories:
  • Mood:

Душам старых кукол...


Многие из вас, вероятно, знают, что в Японии существует поверье: любая вещь, прожившая слишком долго, может обрести независимую душу и стать "о-баке" или "бакемоно" - чудовищем. Иногда безобидным, чаще - опасным для человека. Потому от старых вещей надо регулярно и аккуратно избавляться, желательно сжигая то, что горит, или перерабатывая в нечто другое негорючие вещи.

А как быть с теми предметами и вещами, которые особенно близки к человеку?

Куклы... Что может быть ближе душе маленького человечка (понятно, кроме матери)? С куклами мы разговариваем, даем им имена, наделяем их характером и привычками... Надо ли удивляться, что дети искренне считают кукол живыми? Да и если совсем уж честно, многие взрослые считают также. 

Ребенок вырос и старые куклы уже не интересны. Но душа-то у  куклы уже есть! И если кукла обидится, что ее старый друг и хозяин пренебрегает ею, то может случиться всякое. Лучше уж обойтись с куклой достойно, с уважением к ее пусть и маленькой, но душе. 


 

На северо-западе Киото, в одном из старейших и известнейших районов Киото - Нишиджине, есть маленький буддийский храм Хокё-джи, основанный в 1384 году как младший храм Кеиаи-джи - буддийского монастыря, имевшего серьезное влияние на столичную религиозную жизнь в конце 13го века (до нашего времени не дошел, разрушен в 16ом веке). 
  
 
Вид на храм Хокё-джи через храмовые ворота.   
  
Храм Хокё-джи и женский монастырь при нем был основан по духовному завещанию Мугаи Нёдаи (дата рождения неизвестна, год смерти - 1298), одной из ближайших последовательниц китайского монаха Wuxue Zuyuan (извините, как это транскрибировать в русский, я не знаю), основателя Энгаку-джи - одного из крупнейших храмовых комплексов японского дзен-буддизма и буддийской школы того же названия.  
   
Реальной основательницей храма Хокё-джи была шестая настоятельница Кеиаи-джи, Карин-но-Мия Эгон, дочь императора Когон. Она же стала и первой настоятельницей нового монастыря, придав ему статус "императорского". 
  
В 1644 году очередной настоятельницей монастыря стала Кёгон Ришо Зенни, дочь императора Гомизуно-о. Монастырь официально получил статус "монзеки" и неофициально - прозвище "Додо-гошо" - дворец Додо. 
С тех времен и до 1868 года в монастыре почти постоянно обитал кто-то из женской части императорской семьи. Благородные дамы приносили с собой в монастырь предметы личного пользования, мебель, книги и свитки, произведенные лучшими мастерами. Принцессы и в монастыре продолжали оставаться принцессами. 
  
Неудивительно, что среди прочих полезных и/или приятных для дам предметов оказались и куклы. Именно в эти времена и была положена традиция благодарственного поминовения старых кукол и ритуальное захоронение их на территории храма. Храм получил свое второе имя - Нингё-дера ("Храм Кукол"), которое сейчас, пожалуй, даже более известно, чем настоящее. 
 
Принцессы же и бывшие императрицы начали собирать коллекцию редких кукол. Сейчас это одна из богатейших и интереснейших коллекций кукол в Японии. С 1957 года коллекция два раза в году открывается для свободного посещения. У кого есть возможность - настоятельно рекомендую. Весь март - лучшая коллекция Хина-нингё (кукол для Фестиваля Девочек). В ноябре, весь месяц - сборная экспозиция кукол за весь период существования. Там есть совершенно уникальные экземпяры. Да и просто интересно.   
  
Традиция поминовения старых кукол дожила и до наших дней. 
  
Ежегодно 14 октября в храме Нингё-дера проходит церемония прощания со старыми куклами. 
  
 
Двор Нингё-дера. Все готово для церемонии. 
  
  
 
Здесь принимают старые куклы, с которыми вы хотите попрощаться. Это должны быть именно куклы: имитации человека или животных. Просто игрушки не принимаются. Но куклы могут быть не только местного происхождения.   
  
  
 
На отдельном участке аккуратно расставляют кукол для прощальной церемонии.  
  
  
 
Памятник на могиле кукол. И подношения душам кукол: фрукты и сладости, рис и мочи. 
  
  
 
Теперешние обитальницы монастыря выходят для проведения церемонии.  
  
 
 
Монахини. Самая старшая по положению - слева. Крайняя справа - самая младшая и по возрасту, и по положению. 
  
  
 
Почетная гостья церемонии - Кисараги-таю. Традиция приглашать лучших таю из Шимабары на эту церемонию началась тогда же, во времена Эдо-эры.  
  
Вы хорошо оценили ситуацию? Императорский женский монастырь. Торжественная церемония. Таю - почетная гостья и участница церемонии. 
Это к вопросу о "падших женщинах" и отношении к ним в здешних краях.  
  
 
Утро было жаркое... 
   
 
Еще две гостьи церемонии. Изначально были представительницами императорского двора, придворными дамами. Сейчас - горожанки, исполняющие роли придворных дам. 
  
 
Кисараги-таю открывает церемонию. Приготовленный ею заранее чай (держит на подставке дама в розовом кимоно) преподносится душам старых кукол вместе с прочими подношениями и цветами. 
  
 
  
  
 
  
  
 
Первый раз имела возможность разглядеть детали костюма таю так близко и в подробностях. Понятно, оторвалась по полной. 
Это "митсуаши" - гэта для таю. 
  
 
"Придворные дамы" подносят цветы душам старых кукол. 
  
  
 
Шелка узорчатые. 
  
  
 
Благодарение кукол. 
  
  
 
После поднесения всех даров, монахини начали чтение поминальных сутр. Старшая из них отбивала ритм. К сожалению, не сильна в буддийской терминологии, как называется эта штука, по которой она ритмично постукивала (на большой подушке), не знаю. Звук получался мягкий и глухой: пум-пум-пум. На маленькой подушке - разновидность гонга. Им отмечалось завершение определенного цикла. У гонга звук соответствующий названию - звонкий и ясный. 
  
 
Чтение сутр. 
Не знаю, есть ли какая разница, но церемония в целом сильно напоминала прощание с человеком. Под чтение сутр все присутствующие гости церемонии в строгом порядке по одному подходили к памятнику кукол и сыпали щепотку благовоний на курильницу. 
  
 
В центре - курильница для поминальных благовоний. Справа от нее - маленькая коробочка с собственно благовониями. А слева на красной подставке - чашка чая, приготовленного таю для душ кукол. И цветы.   
  
  
 
Младшая из монахинь читает сутры. 
  
  
 
Солнце слишком печет... 
  
  
 
Почетные гостьи церемонии.  
  
  
 
Монахини и прочие гости. Большинство из этих мужчин - представители разных контор, производящих кукол. В первом ряду в центре, рядом с самой младшей из монахинь, сидит председатель "Кйо-нингё" - крупнейшей организации производителей кукол в Киото. По его собственным словам, сейчас ему 85 лет и 50 из них он отдал куклам. 
  
 
Таю отправляется возжигать благовония душам кукол. 
  
  
 
Честно говоря, не знала, что митсуаши настолько маленькие. Как вообще в этом можно ходить?! 
  
  
 
Поклон. 
  
  
 
Щепотку благовоний в память о старых куклах... 
  
  
 
  
  
  
 
  
  
  
 
  
  
  
 
И "придворные дамы" прощаются с куклами. 
 
  
 
После гостей воскурить благовония душам старых кукол могли все желающие. В том числе и бывшие владельцы этих кукол. 
  
  
 
Официальная часть церемонии прощания закончилась. Первыми покидают двор храма монахини. Перед уходом - благодарственный поклон старым куклам. 
  
  
 
После монахинь двор покидает таю. Также прощальный поклон куклам. 
  
  
 
"Придворные дамы" прощаются с куклами. 
За ними двор покинули и все остальные почетные гости. Публика переместилась во внутренний зал храма, где церемония продолжилась неофициальной частью - танцами и музыкой. 
  
 
"Придворные дамы" в ожидании зрелищ. 
  
  
 
Таю на почетном месте, ближе всего к алтарю. 
  
  
 
Зал храма и гости. В центре стоит маленький столик со стулом для того старого председателя производителей кукол Киото. За этим столиком он толканул речь минут на десять, рассказав о своей интересной жизни в этом бизнесе и о своих коллегах, также присутствующих на церемонии. 
  
После речи был исполнен танец бугаку "Рйо-о". 
 
Рйо-о - "золотой лев". 
  
  
 
Музыкальное сопровождение танца - оркестр придворной музыки, три вида флейт и два вида ударных. 
  
  
 
Костюм полностью идентичен таковому же у "Синего дракона", который танцевал на очередную годовщину смерти Тойотоми Хидейоши в храме Тойокуни-джинджя. Отличается только цветовой гаммой и маской. 
  
  
 
Такой вот красавчег. 
  
UPD: после некоторых размышлений решила таки воткнуть сюда запись танца Золотого льва. Шоб еще красивше было. 

   
Кто там хотел посмотреть танцы бугаку? Утверждается, что танец дошел без изменений с 5го века и до наших дней. Проникнитесь духом полутора тысячелетий! Ну, а про местную придворную музыку я вас предупреждала. 
  
 
  
  
  
 
Таю внимательно наблюдает за танцем Золотого льва. 
  
  
 
Трогательно: таю поправляет завернувшийся краешек шлейфа Золотого льва. 
  
  
 
Оркестр придворной музыки покидает зал. 
Все ждала, когда таю улыбнется, показав зубки. Ей по статусу положено "охагуро" - черненые зубы. И насколько я знаю, она аккуратно придерживается всех статусных "правильностей". Но в этот раз она ни разу не улыбнулась широко. 
И апплодировала таю очень аккуратно, скорее, делая намек на реальные аплодисменты. Видимо, берегла руки, чтоб не покраснели. 
  
  
 
Таю выходит на сцену. 
Помнится, я как-то сомневалась, танцуют ли таю босиком, без носок-таби, как и ходят? Теперь точно знаю: таки босиком. 
  
  
Танец таю вы уже видели ранее. Добавлю только несколько фоток, которые кое-как получились одновременно с записью видео. 
  
 
Поклон алтарю, где стоит статуя "Каннон с зеркалом", по преданию, попавшая в рыбацкие сети в море около города Исэ. Именно эта статуя и дала название храму: "Хокё-джи" значит "Храм Драгоценного Зеркала".  
  
  
 
"Я Вам пишу - чего же боле?...
  
  
 
...Что я еще могу сказать?... 
  
  
 
...Теперь, я знаю, в Вашей воле меня презреньем наказать...  
  
  
 
"Кончаю! Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю... Но мне порукой ваша честь, и смело ей себя вверяю..." 
  
  
 
Церемония закончилась. Гости покидают зал и храм. 
  
  
 
Красотка в придворном наряде. 
  
На постаменте памятника куклам во дворе храма Хокё-джи выбита поэма Мишанокоджи Санеатсу: 
"Ах, кукла!
Кто сделал тебя... Кто тебя любил... 
Я не знаю. 
Но пусть эта любовь 
Станет залогом твоей Нирваны..."   
  
 
  
 

Осторожно: очень много фоток!


Tags: Видео, Куклы японские, Местные красотки, Праздники, Традиции, Этнографическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 190 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →