Евгения (zajcev_ushastyj) wrote,
Евгения
zajcev_ushastyj

Categories:
  • Mood:

Выставка японского лака.


В субботу у нас оказалось примерно сорок минут времени, которое нужно было убить. Не придумав ничего лучше, просто забежали в Мияко Мэссе, раз уж были прямо напротив него.
Мияко Мэссе - это выставочный комплекс в двух шагах от Хэйан Джингу. Есть ли там постоянные экспозиции, я, честно говоря, даже не в курсе. А вот временные там меняются чуть ли не каждую неделю. Часть из них носят откровенно коммерческий характер. Т.е. показываются высокохудожественные вещи, которые желательно бы продать за очень дорого. Потому там обычно можно фотографировать. Вот мы эти лишние сорок минут времени на одну такую выставку и потратили.

Выставка-продажа японского лака "уруши". 
Дизайн традиционный и современный. 

Для начала пара слов на тему, что такое "уруши" вообще и чем он так ценен. 
   
Уруши 漆 - это натуральный лак, получаемый из сока одноименного дерева (ウルシ, Toxicodendron vernicifluum). По-русски оно так и называется "лаковое дерево". Произрастает только в Китае, Японии и Корее. Причем, исключительно в местах теплых, где не бывает заморозков. 
Сок уруши содержит "урушиол" - древесное масло. Сам по себе урушиол - смертельный яд, чем пользовались многие тыщи лет жители вышеуказанных регионов для своих милых разборок. Однако, на воздухе это масло быстро полимеризуется, давая плотную и гладкую пленку, начисто лишенную былой токсичности, имеющую красивый блеск и очень стойкую. Этим свойством сока уруши азиаты пользовались бешеные тыщи лет. В самой Японии находят остатки изделий, покрытых лаком уруши, имеющие возраст несколько тысяч лет. 
  
Деревья уруши и сбор сока. 

Сок деревьев собирают только в начале лета (июнь-июль), когда рост листвы наиболее интенсивен. По стволу дерева делается несколько горизонтальных надрезов, из которых сочится желтоватовая жидкость, моментально твердеющая на воздухе. 
Одно дерево может дать за сезон примерно 200-250 мл сока. Один стакан. Надеюсь, теперь вам будет понятнее, почему изделия, покрытые этим лаком, такие дорогие. 
  
Кусок пенька уруши и "урожай" в баночке. 

В баночке - капли затвердевшего сока, так называемый "нама-уруши", сырец. 
Для использования эти катышки осторожно плавят, расплав тщательно очищают от посторонних примесей и включений. Можно использовать и чистый лак, имеющий натуральный коричневатый оттенок. Но обычно добавляют различные красящие пигменты для придания цвета. 
Самые часто встречающиеся цвета - черный (делается добавлением тонко-дисперсного железа) и ярко-алый (порошковая окись железа). Комбинации этих двух дают также разные варианты бурого и коричневого. 
  
Покрытие лаком разных изделий требует времени и очень аккуратной работы. Для создания ровной глянцевой поверхности изделие надо покрыть лаком от 5 до 15 раз. Каждый слой должен просохнуть в стабильно теплой и влажной атмосфере не менее суток. Первые несколько слоев просто впитываются деревянной поверхностью. Для получения эффекта зеркального блеска слоев должно быть не менее десятка. Ну, вы поняли: только лакировка может занять пару недель. 
   
Сам лак в полупросохшем виде обладает прекрасными адгезивными свойствами. Именно в этом состоянии на изделие поверх свежего лака обычно и наносится тонкая апликация золотом и/или перламутром. Причем, для создания эффекта выпуклости-впуклости таких аппликаций слои золота тоже наносятся несколько раз. 
Вот примерно так это выглядит: 

Здесь вот восьми-шаговый процесс аппликации золота разных оттенков. 
 
А вот еще более длительный: 

Аж двенадцать последовательных шагов. Красновато-бурая основа просвечивает через тонкий слой золота, придавая рисунку дополнительные оттенки.  
  
С перламутром, судя по всему, дело обстоит не легче. 

На сем предварительно-теоретическую часть заканчиваем и начинаем смотреть на то, что в конце концов из этого получается. 
  
Простенько, но со вкусом. 

Досочки сервировочные. 
Вот тут чистый лак, без пигментов. На такие досочки можно красиво разложить суши или сашими. Или еще какую красивую композицию из еды построить. 
  
Две самые известные области примениея уруши в наше время - мебель в традиционном стиле и посуда.
Начнем с мебели. 

Довольно большой комодик, около метра в высоту. С полочками, ящичками и закрытыми отделениями. 
  
Фрагмент нижних дверок поближе. 

Фото малохудожественное, но я надеюсь, видно, что рисунок не только черным по золоту, но и золотом разных оттенков. 
   
Еще шкафчики. 

С красным лаком. 
  

  
  

  
  

Этот тоже довольно большой. 
  
Фрагмент рисунка на верхней части: 

Бабочки перламутровые. 
  
Столик. 

Обычно такие столики ставят напротив домашних алтарей, бутсуданов. На них расставляют предметы "религиозного обихода": вазочку с песком, куда втыкают благовонные палочки, свечи, гонг и четки для чтения молитв. По праздникам и особым поводам на него также ставят подношения для духов и богов (фрукты, сладости, прочую еду и цветы). 
   
Мини-бар. 

Как это еще назвать? Шкафчик-коробка на пару рюмок и кувшинчик для саке. 
   
Шкатулка для драгоценностей с зеркалом. 
 
Ну, или косметику в таком микро-шкафчике можно хранить. 
   
Извините, не удержалась. 

Очередной юзер-пик себе смастерячила. 
   
Разные прочие коробочки и шкатулочки. 

Довольно большая, квадрат 20 на 20 см. 
  
Махонькая. 

Чуть больше моей ладони. 
   
Коробочка для чая. 

С мой кулак примерно. 
   
Коробочка для маленьких ароматических свечек. Может также использоваться для хранения всяких прочих мелких штучек. 

   
   

  
  

  
  
Визитницы. 

  
  

  
  
Это тоже коробка-шкатулка. 

Называется "Невеста". Видимо, представляет букет невесты. 
Тоже дерево и лак уруши. Чем они его обесцвечивали - не могу сказать, не было информации. 
  

Очень дорогая шкатулка. 
   

   
  
Вешалка. 

По-моему, это извращение, когда вешалка стоит дороже того, что на ней может висеть. Разве что норковая шуба... 
  
Как бы пенал. 

Очень идея понравилась. Цельное полешко, красиво лакированное и даже украшенное золотом. Внутри - типа набора для каллиграфии, кисточки только не хватает.   
  
Переходим к лаковой посуде. 
Тут надо сказать, что лаковое покрытие уруши - очень стойкое. Не портится от горячей воды, а также кислот и щелочей. Единственное, что уруши переносит плохо - ультрафиолет. Прямые солнечные лучи постепенно разрушают лак. Потому на свету лакированные вещи лучше не держать. Или прикрывать их плотной тканью. 
  
Относительно современный и простой дизайн. 

Набор для саке.
Чистый лак, без пигментов. Напоминаю, это все - дерево. 
  
Набор для шочю (тоже разновидность рисового вина, более градусная). 

Стаканы стеклянные, но тоже покрыты лаком уруши и золотом. 
Уруши хорошо ложится не только на дерево и бамбук, но и на керамику, стекло, фарфор, сталь и другие металлы. Лаком уруши покрывали отдельные детали вооружения и доспехов самураев, в том числе рукояти и ножны мечей, луки. 
  
Бокалы. 

Сами бокалы - стеклянные, а вот ножки у них - дерево и уруши. 
  
Набор ...ээээ... тарелок, скажем так. 

Небольшие тарелочки, примерно сантиметров 12 в диаметре. Можно использовать, например, для сервировки традиционных сладостей-вагаши или красиво порезанных солений. 
  
Чашка. 

Она на самом деле ассиметричная. Для чайной церемонии. 
Собиралась себе завести чашечку, практиковаться в японском чаепитии. Но эта дюже дорого. Керамика, даже дорогая, дешевле выйдет. 
  
Подносы. 

Набор из пяти подносов. Они все немного разные, хоть и в одном стиле. 
На таких подносах сервируют традиционную еду. 
   
Примерно так: 

Это тоже все уруши, только обработка попроще. 
  
Тоже тарелочки. 

Вот тут долго не могла поверить, что это тоже дерево. По толщине эти "листочки" примерно как плотная бумага. 
   
Еще рюмочки для саке. 

Гладко-черные стаканчики, на дне каждого - кружок перламутра. 
Набор называется "Луна". А ведь похоже!  
  
Самое традиционно-известное 

Плошки для супа с крышками. 
Красотень! 
  
Оно же, вид сбоку. 

  
  
На закуску - услада бабских очей. Украшения на тушку организма. 

Две брошки и подвеска. В той же технике - дерево, лак уруши, инкрустация золотом, перламутром и мелкими камушками. 
  
Еще кулончики-подвески. 

  
  
Если я правильно поняла, это инкрустация золотом по янтарю с использованием в качестве клея все того же лака уруши. 

   
  
Еще одна. 

Две последних довольно крупные, сантиметра три в длину. 
  
Еще одно украшение из янтаря. 
 
   
Оно же поближе. 

Чуть меньше куриного яйца. 
  
Ну, и мой личный "номер один" на этой выставке. 

"Брошка" на пояс кимоно, оби-доме. 
Тончайшая сквозная резьба, лак уруши, инкрустация золотом (дизайн "сузуран" - ландыши), бирюза (камея в центре). 
  
ВотЪ.  


Tags: Барахолки, Вещи и их история, Всякая всячина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 139 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →