Евгения (zajcev_ushastyj) wrote,
Евгения
zajcev_ushastyj

Categories:
  • Mood:

Дом в старо-столичном стиле.

Любимую игрушку увезли чинить, а я пока терзаю старый ноут. Тут все непривычно и все по-японски, потому процесс идет медленно. Но хоть вообще идет, и на том "спасибо".

Однако ж, драгоценный мой половин умудрился-таки перед отправкой поломатого компа вытянуть оттуда все самое ценное: фотки за текущий год и коллекцию линков. Посему я щщаслива по самые небалуйся.

Разбирая сохраненные фотки, наткнулась на подборку, сделанную аж в самом начале января. Почему я сразу не стала выкладывать - не знаю, наверное, настроение было неподходящее. Зато теперь можно вывалить.

В начале года мы совершали очередную велопробежку по городу. И занесло нас в самый центр, где улицы узкие и дома маленькие и тесно поставленные стена к стене. Там мы наткнулись на небольшой музейчик: дом в старостоличном стиле. В самом доме проводятся регулярно всякие небольшие выставки, в основном, местных товаров кустарного производства. А заодно можно посмотреть и устройство самого дома, основная конструкция которого не менялась несколько сотен лет.
Так что предлагаю вам полюбопытствовать как выглядел (a кое-где выглядит до сих пор) городской дом старой столицы. 

Те, кто был в Киото, наверняка обращали внимание как выглядит улица старой застройки в районе, скажем, между улицами Каварамачи-Хорикава и Санджё-Шиджё. Стена к стене, темное дерево, фасад - решетка из узких деревянных планок, между которыми угадывается широкое окно, рядом - узкий проход во двор, иногда закрытый дверью. 

Вот это - типичный вход в типичный же городской дом в Киото. Дом для семьи среднего достатка, тех, кого называли во времена правления Токугав "чёнин" или "мачинин" (町人), дословно - "горожанин".  
Зайдем? 
  
Сразу за входной дверью начинается генкан (прихожая). Пол - плотно утоптанная земля, иногда выложенная плитами или старой черепицей. Здесь надо снять обувь и тогда можно подняться на одну-две ступеньки наверх, в жилые уже комнаты. Справа вдоль жилых комнат идет крытая галерея, ведущая к "местам общего пользования", говоря по-советски, - кухня, ванна-туалет, кладовые. В галерее полы тоже земляные, а в комнатах, как несложно догадаться, - татами. Комнаты отделены от галереи раздвижными дверями, обычно деревянными. 

Вид на генкан изнутри дома. Видны и наружные деревянные решетки, и вход в дом. 
  
В самом генкане в тот день были выставлены небольшие экспозиции: саке местного производства и флейты. 

Саке. Дегустацию тоже проводили, но мы, к сожалению, опоздали. 
  
И флейты всякие: 

Как довольно простые, так и очень богато украшенные и покрытые лаком и позолотой. 
   
Вид от генкана в глубину дома.Такая вот одна длиииииинная комната, которая при желании легко делится на несколько отдельных раздвижными дверями-панелями фусума.   

Справа видно ту самую галерею вдоль всей этой комнаты и дальше. А сама комната заканчивается типа верандой, открытой во внутренний садик дома. Сто лет назад веранда была совершенно открытой и только на ночь, зимой или в плохую погоду закрывалась раздвижными же деревянными "ставнями". Сейчас веранда застеклена. 
  
За столиками всем желающим предлагалось поиграть в традиционные игры и игрушки. 

Вот наши красотки потрошат предложенное. Карты, деревянные игрушки. 
  
Для тех, кто уже умеет писать, разложены традиционные письменные принадлежности. 

Можно красиво написать на полоске бумаги какое-нибудь новогоднее поздравление или просто иероглиф по теме. Напоминаю: дело происходило в самом начале января. 
  
Готовые каракули: 

Наша старшая рядом с собственноручно нарисованным иероглифом "тора" (тигр) в честь наступившего года Тигра. 
Эту бумажку потом можно забрать домой, а можно и оставить музею на память.
За спиной у ребенки видна через стекло раздвижной двери кухня, расположенная в крытой галерее вдоль дома.   
   
Вид на внутренний садик с веранды первого этажа. 

Справа - просто скамеечка, посидеть теплым тихим вехером, полюбоваться. Белая стена напротив - складские помещения, типа амбара. 
  
Лестница на второй этаж дома. 

В этом доме лестница хитро замаскирована раздвижными панелями. Обычно же лестница открытая, под ней ставят ступенчатые же комодики для хранения одежды и/или небольшие шкафчики для всякой мелочевки.
Первый этаж - самый обитаемый. Тут обычно занимаются всякими делами и кушают. На втором этаже - только спят и отдыхают. 

Тут, как видите, даже перильца никелированные имеются. Хотя обычно такие лестницы совсем без перил.
Окно выходит на улицу, потому застеклено матовым стеклом. В стародавние времена вместо стекол использовали плотную бумагу, иногда - с рисунком. 
  

Вид на лестницу со второго уже этажа. 
  

Эта ширмочка стоит прямо напротив лестницы, закрывает проход к стенному шкафу. Там, наверное, что-то личное хранится, чтоб любопытные не лазили. 
  
Слева от ширмочки вывешены два кимоно и оби. Новогодние фурисодэ, кимоно с длинными рукавами для молодой девушки. 

  
  
Кимоно мне нравятся, я их подробнее сняла. 
 
Целиком. 
  
И кусочек более крупно. 

  
И второе. 
 
В полный рост. 
  

Отдельные подробности. 
  
Оби в полную длину.  

  
И отдельно - кусок из центра, с тиграми. В завязанном обычном узлом ("тайко") виде, этот кусок должен быть на узле сверху, самая заметная часть пояса и ансамбля в целом. 
 
Красота, а? 
  
Противоположная стена.   

Тут тоже понаставлено всяких новогодних украшений.  
  
Свиток в парадном углу. 
 
Целиком. 
  
И отдельно - сама картинка. 
 
У меня не очень получилось передать цвета, они одновременно очень чистые и очень нежные.
Это вышивка. Костюмы театра Но. 
  
А вот соседний "угол", заставленный всякими прочими новогодними сувенирами. 

  
  
Чашки чайные с тиграми.  

  
  
Веер с иероглифом "тора" и бамбуками и керамический тигр, который умеет качать головой.   

  
Хагоита - деревянная "ракетка" для игры в древне-японский "бадминтон"-ханэтсуки. Игра до сих пор считается новогодним развлечением, хотя в наше время в нее мало кто играет, а хагоиты, в основом, используются в декоративных целях. Здесь вот сложная аппликация из шелка с подложкой для создния объемного эффекта.   

  
  
Ну, и до кучи, напольная лампа в углу. Хоть и не новогодний сувенир, но тоже красивая. 

  
  
В углу, где свиток и который ближе всего к "окну", выходящему во внутренний двор, стоит новогодняя же икэбана из сосновых веток. 
 
Меня заинтересовала не столько эта простенькая икэбана, сколько окно, около которого она стоит. Первый раз вижу такое окошко в токонома (парадном углу). Обычно эта стена глухая.
А тут вон какая нарядная притолока. 

  
  
Вид на "балкон" второго этажа. Сейчас здесь застеклено, а сто лет назад это окно закрывалось только бумажными сёдзи изнутри и деревянными панелями по краю "балкона" на ночь или в плохую погоду. Летом от прямых лучей солнца вывешивали занавески из тонкого бамбука "сударэ". 

  
  
Вид с "балкона". 

Внизу - зелень внутреннего дворика-садика, белое здание - склад-амбар, черепичные крыши справа - галерея первого этажа, кухня, ванная-туалет. 
  
Потом мы вернулись на первый этаж и пошли обследовать "технические помещения". 
Вид на кухню. 
 
Кухня хоть и сохранила старинную планировку, изрядно осовременилась. Кафель вон везде, а еще газ и водопровод. 
  
Но колодец остался. Хотя не знаю, действующий ли. 
 
  
  
Печка-плита выглядит как и положено.  

  
  
Заслонки очень красивые. 

  
  
Мебеля кухонные старинные, с посудой. 
 
Снято от плиты, которая справа. Хорошо видна вся галерея вплоть до самого выхода (там стоит кто-то). 
  
Внутренний садик. 

Это снято с той самой скамеечки в саду. 
  
  

Вид на веранду первого этажа. 
  
О-фуро, ванная. 
 
Все забетонировано и даже ванна замурована в бетон. И водопровод уже имеется, ведрами воду таскать не надо.
Ванна железная, кстати. Вода нагревалась непосредственно в ванной (печка снизу, под полом, с доступом извне). Чтоб не обжечь пятки или еще какую нежную часть тушки, на дно клался деревянный круг.
Такая конструкция известна со времен Токугав и дожила аж до середины прошлого века, а кое-где и до сих пор жива.   

Туалеты там не интересные, самые обычные, современные. Потому их снимать не стала. 
  
Вид на галерею из маленького технического дворика.
  
В этом дворике можно сушить белье, чтоб оно никому не отсвечивало и не портило эстетику, и хранить всякий хлам, нужный и не очень. Велик вон тоже можно поставить, чтоб на улице не мешался. 
  
Такие вот тут домики.      
Tags: Этнографическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →