Евгения (zajcev_ushastyj) wrote,
Евгения
zajcev_ushastyj

  • Mood:

Перекуем мечи...

Вынесу-ка я это из комментов. А то, как обычно, понадобится, а фиг найдешь куски информации, размазанные по комментам в двух постах на совершенно другую тему.

История, которую хочу рассказать, будет заведомо неполной, фактически пара эпизодов. Но уж очень она, этa история, греет мою романтическую сущность. 

Все вы знаете, что в Японии в стародавние времена водились в избытке отважные самураи и изящные гейши. От самураев в наше время остались только воспоминания и названия спортивных команд (типа "Самураи Джапан" по бейсболу и "Самураи Блю" по футболу). Гейши пока еще постукивают своими гэта по мостовым старых городов, но без самураев они уже не кажутся такими таинственными и недоступными, хотя красотки, конечно, никто не спорит. 
 
Понятно, в первую очередь профессиональные артистки должны были развлекать своими песнями и танцами состоятельных купцов, которые оплачивали их наряды и драгоценности. Но согласитесь, это же так тоскливо! 
   
Что интересного в этом толстом купчине, который только и знает, что нудно бубнить про цены на будущий урожай риса и напиваться саке?
А вон тот тонкий юноша-самурай, ах, какой красавчик! И два меча грозно блестят гардами из-под полы хаори! И разве имеет значение, что оплетка на рукоятях давно протерлась, а штаны-хакама местами просвечивают насквозь, а местами покрыты непонятными пятнами. Ах, это же наверняка кровь убитых им врагов! Вот он точно может порассказать много интересных историй! Какая жалость, что у него совершенно нечем заплатить за вечер в чайном домике... Но как он смотрит на меня! Надеюсь, прическа, сделанная третьего дня, еще не сильно растрепалась и оби не сбился на сторону. 
 
Впрочем, молодой самурай все-таки пришел вечером в чайный домик послушать пение прекрасной гейши. И в оплату ее трудов оставил то немногое, что имело хоть какую-то ценность из всего его имущества: украшение, снятое с собственного меча - менуки. 
 
Вот это менуки (目貫): 
 
Парное украшение для рукояти меча, как катаны, так и вакизаши. Очень часто изготовлялись с использованием драгметаллов и были настоящим произведением искусства.  
  
А так они располагались на рукояти (может, есть еще такие же неграмотные, как я): 
 
Под оплеткой, с двух сторон. 
  
Вот этими мелкими бирюльками и можно было расплатиться за еду, например, или еще чего, если финансы, как обычно, спели свои романсы и растворились в голубой дали. 
  
Понятно, что и гейше за ее услуги можно было подарить этот же наборчик блестящих цацок.
Конечно, гейша могла сдать это в ломбард и на полученную сумму купить, например, новые гэта. Но если эти маленькие штучки украшали рукоять меча любимого человека и он каждый день касался их рукой, разве можно продавать такую несомненную ценность?! Лучше оставить их себе как память. А вдруг их можно как-то приспособить и к своему платью? 
  
Примерно в самом начале 19го века в обиход вошли тонкие обвязки для пояса-оби, обиджиме. Шнурок из шелковых нитей, сплетенных сложным и замысловатым образом для получения красивого рисунка, обвязывался поверх оби, закрепляя всю конструкцию, которая к тому времени стала довольно навороченной. 
  
И маленькие фигушки с самурайского меча стали украшением для женского пояса. А уж если самурай вместе с менуки отдавал прекрасной гейше и шелковый шнурок, которым мечи подвязывались к поясу, - это считалось самым верным доказательством любви.
Поясок-обиджиме с застежкой, переделанной из украшений для самурайского меча, вошел в моду с рекордной скоростью.
Романтика!  
    Отсюда.  
Застежка-обидоме, переделанная из менуки. Слева - лицевая сторона, справа - изнанка.
Сам поясок-обиджиме крепился к петелькам по бокам. 
  
Модный обычай дарить любимой женщине (не только гейше!) украшение на пояс, снятое с собственного меча, расползся как эпидемия.
И даже великие люди того времени не избежали модной заразы.
Сакамото Рёма подарил своей возлюбленной О-Рё Нарасаки такую же фиговину, сделанную из менуки его меча и шнурка от его же пояса. 
 
Кто не в курсе, краткая история любви Рёмы и О-Рё была у меня тут.  
Картинку стянула где-то в Интернетах, но не могу найти где. Сам поясок сейчас представлен на выставке, посвященной Сакамото Рёме. Постоянная экспозиция живет в Токио, а в Киото они в этом году проездом по случаю демонстрации по местному ТВ новой драмы "Рёма-дэн" о жизни этого великого деятеля времен реставрации монархии в Японии. 
На пряжке - изображение свернувшегося клубком дракона. Иероглиф 龍 "рё" (дракон) имеется в именах и Рёмы, и О-Рё.   
  
Когда самураев отменили и некому стало дарить гейшам менуки для украшения поясов, обычай это умер. Но менуки пока оставались и сами по себе. Последние менуки, переделанные в обидоме, датируются примерно 30ми годами прошлого века. Но к тому времени обидоме уже стали независимым украшением для поясов местных красоток. 
 
Современные обидоме, "брошки" на пояс.  
  
На поясе это крепится вот так, если кто не знает:  
  
   
Выражаю свою всяческую благoдарность alwdis  и _chimera_  за то, что они сподвигли меня раскопать эту историю.           


Tags: Вещи и их история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 123 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →