Евгения (zajcev_ushastyj) wrote,
Евгения
zajcev_ushastyj

Category:
  • Mood:

Тсумуги кимоно.


Для самых нетерпеливых:
Правильный ответ на загадку во вчерашнем посте.

 
Кимоно "Весенняя дымка" (春霞).
Выткано Шимура Фукуми (志村ふくみ) в 1975 году.
Шимура Фукуми была признана Живым Национальным Достоянием Японии в 1990 году.

 Тсумуги (紬) по-русски называется французским словом "эпонж". 
Из толкового словаря: 
"Эпонж - (от франц. eponge - губка), хлопчатобумажная или шелковая ткань с шероховатой (губчатой) поверхностью, с разноцветным рисунком в виде узорчатого меланжа, клеток, широких полос и др." 
  
По самой распространенной легенде, тсумуги начали делать в давние дремучие времена крестьяне из отходов производства тонкого высококачественного шелка. 
  
По традиционной технологии дозревшие шелковые коконы вывариваются в кипящей воде (чтобы удалить склеивающий волоконца протеин) и затем аккуратно разматываются, скручивая вместе сразу около десятка или больше тонких "паутинок" шелка. Во время этой процедуры волоконца шелка иногда рвутся и/или путаются и остается некоторое количество кокона, которое не разматывается до самого конца чисто и без "помарок". Получается в итоге довольно много отходов шелкового волокна.
 Гравюра Куниёши (1840г). Трое детей делают шелковое волокно, шелк-сырец. Слева видна печка, на которой в котле варятся шелковые коконы. Девочка справа разматывает их и скручивает в нить. 
  
Некоторую часть из этих путанок и обрывков использовали в качестве шелковой ваты для набивки подкладок утепленных кимоно. А остальное... Остальное экономные и запасливые крестьяне начали прясть (примерно как шерсть прядут) в грубоватую и неровную пряжу, из которой потом и ткали одежду для себя, не для продажи. Полотно из отходов получалось прочным, практичным и теплым, хотя и не таким гладким и блестящим как "настоящий" шелк. 
Так и появились кимоно "тсумуги", одежда практичная и удобная, на каждый день и для любой работы. 
Тсумуги нельзя надеть на парадную церемонию и для похода в театр оно не годится. Но в нем удобно заниматься повседневными делами и любой работой, зайти в гости к близким друзьям или пробежаться по магазинам. Эти кимоно были и остаются одними из самых подверженных моде. Из-за неровностей и относительной толщины пряжи новое тсумуги жестче и грубее шелка тонкой выделки. Но чем дольше носишь тсумуги, тем мягче и уютнее оно становится, не теряя при этом своей прочности. Говорят, что хорошее тсумуги можно носить всю жизнь и оно только становится лучше.  
  
Насколько легенда о происхождении тсумуги близка к истине, сложно сейчас сказать. В итоге, однако, в разных провинциях Японии сформировалось несколько независимых технологий производства тсумуги. Каждая за столетия была отработана до мелочей, до того, что когда-то считавшееся бросовым и дешевым полотно стало настоящим произведением искусства. Некоторые образцы могут стоить дороже расписанного вручную тонкого шелка. 
   
Разные образцы "простых" тсумуги. Кликабельно.   
Тсумуги ткут из предварительно окрашенной пряжи. Рисунок на ткани образуется только за счет переплетения сложным образом окрашенных нитей. 
  
Все разновидности тсумуги перечислить не представляется реальным (да и не вижу необходимости, если честно). По немногу о самых известных. 
  
Самой древней разновидностью, пожалуй, считается "юки-тсумуги" 結城紬, историю которого можно проследить вглубь времен вплоть до 8го века, когда в тогдашней провинции Хитачи-но Куни зародилась практически безотходная технология производства шелка, в то время называвшегося "хитачи". 
Во время Муромачи периода японской истории (14-16 века) тогдашние правители провинции семья Юки сделали многое, чтобы ткачество превратилось в одну из важнейших отраслей, и всячески способствовали развитию производства и технологии. С 16го века "юки-тсумуги" становится одним из самых известных и уважаемых, как сейчас говорят, "брэндов". Юки-тсумуги поставлялись и к императорскому двору. Носить одежду из этого шелка не брезговали ни богатые купцы, ни самураи, ни артисты и художники. 
  
Производство юки-тсумуги начинается с того, что отваренные коконы вручную растягиваются и деформируются до получения тряпочек-мотков.
 В руках у женщины растянутый и деформированный кокон.  
Затем эти мотки высушиваются и натягиваются на специальные вертикальные барабаны. И с них вручную (только вручную! шелковые волоконца слишком тонкие и деликатные, никакая машина не справится с этой задачей) вытягиваются-выщипываются нити. Толщина нити зависит только от мастерства той, кто "прядет". 
 Прядение. 
Тонкие нити практически не скручиваются в процессе прядения, потому они нуждаются в очень аккуратном и деликатном обращении.  
Затем нити перематываются несколько раз, чтобы придать моткам удобную универсальную длину и натяжение. 
 Перемотка. 
Подготовленная пряжа наматывается на рамы, имеющие ширину готовой ткани. И пряжа плотно перевязывается хлопковыми нитями в тех местах, где по задуманному рисунку должны остаться непрокрашенные белые пятна. 
 Перевязка пряжи. 
В зависимости от сложности рисунка эта операция может занимать от 3х месяцев до года. 
После этого перевязанную пряжу красят. 
 Окраска.
Традиционно юки-тсумуги окрашивался с использованием индиго. Чтобы краситель проник глубже в волокно, мотки пряжи, пропитанные краской, с силой бросают об каменный пол. Но стучать надо с умом: слишком сильно - краска проникнет под завязки и рисунка не получится, слишком слабо - краска будет нестойкой. 
После промывки и развязывания узелков пряжу крахмалят, чтобы придать деликатным волокнам большую жесткость и объем, иначе они могут рваться в процессе прядения. 
Окрашенную и накрахмаленную пряжу тщательно натягивают на раму и барабан ткацкого станка так, чтобы непрокрашенные пятна совпадали с задуманным рисунком. 
Затем начинается собственно ткачество. 
 
Ткацкие станки для юки-тсумуги не менялись принципиально последние полторы тысячи лет. Рисунок тщательно выравнивается на каждом проходе единственного челнока. 
Чтобы выткать один стандартный отрез на кимоно (12 метров) для обычного рисунка, требуется около месяца. Сложный рисунок может потребовать около года или даже больше. 
Образцы юки-тсумуги: 
      
  
На ЮТубе нашла видео, представленное ЮНЭСКО: 


Юки-тсумуги признано культурным наследием человечества. 
  
Самой известной разновидностью тсумуги, пожалуй, можно считать "ошима-тсумуги" 大島紬, которую производят в префектуре Кагошима на острове Амами-Ошима, и которая широко известна примерно с 17го века, хотя первые упоминания о производстве шелка в этих краях относятся еще к 7му веку, когда технологию шелкоткачества завезли на соседнюю Окинаву из Китая. Хотя в том виде, что сейчас понимается под "ошима-тсумуги", технология существует только с середины 19го века. 
Особую прелесть и роскошь ошима-тсумуги придает сложный рисунок и окраска. 
Рисунок на ткани создается в целом также, как и у юки-тсумуги: завязыванием узелков на пряже перед окраской. Традиционно на Амами-Ошима шелк красили натуральными красителями, получаемыми из местных растений. Наибольшую популярность за глубокий цвет и стойкость получил метод "дорозомэ" - окраска с помощью местной грязи.   
Сначала перевязанную пряжу замачивают в отваре коры дерева "тэчики", после чего пряжа приобретает ржаво-коричневый цвет. Затем пряжу долго и нудно полощут в местных грязных лужах, которые даже специально выкапывают для этой цели. Дело в том, что сорт глины, распространенный в этих местах, содержит большое количество железа. Вот оно и придает в итоге пряже темно-серый, практически черный цвет. Очень стойкий и не выцветающий со временем. 
Дальше трудоемкое и долгое ткачество, когда тончайший рисунок создается буквально переплетением отдельных нитей. 
 
Ошима-тсумуги. 
Долгое время самые лучшие образцы ошима-тсумуги были доступны только в столичных городах: провинция платила налоги этими шелками. А в самой Кагашиме ношение шелка столь тонкого плетения было просто запрещено для простолюдинов.  
  
Другой популярной разновидностью тсумуги является "ушикуби-тсумуги" 牛首紬. Производится в префектуре Ишикава, старая деревенька Ушикуби и нонешняя деревня Шираминэ (сейчас существующая в составе города Хакусан). 
  
В отличие от юки-тсумуги пряжа для ткани в этом случае таки разматывается непосредственно с разваренных коконов. Только делается это немного небрежно, без особой заботы об обрывах и неровностях нити. В итоге пряжа получается толще и плотнее, чем у тонкого шелка, и довольно неровная, с узелками, мохнатостями и прочими "огрехами". Окрашивают волокно натуральными растительными пигментами, иногда в несколько стадий, для получения многоцветного рисунка. 
При производстве ушикуби-тсумуги часто на готовую ткань наносят мелкий рисунок трафаретом. 
Ушикуби-тсумуги ценится за насыщенные цвета и особую теплоту и мягкость. 
   
Ушикуби-тсумуги. 
  
В каждой только из здесь перечисленных разновидностях существует несколько десятков подвидов, отличающихся преобладающим узором или цветом.
Плюс , как я уже сказала, есть еще целый ряд отдельных и независимых технологий производства тсумуги в разных префектурах Японии, каждый из которых характеризуется особенностями производства пряжи, ее окраски и дизайна готовой ткани.  
 
Как вы понимаете, при таком разнообразии создать что-то принциально новое - чрезвычайно сложно. 
  
Фукуми Шимура родилась 30 сентября 1924 года в городе Омихачиман префектуры Шига. Искусству шелкоткачества училась у своей матери. Похоже, в те времена еще в деревнях люди сами себя обеспечивали одеждой. Недорого и практично. 
  
В возрасте 32 лет Фукуми Шимура развелась с мужем и посвятила себя шелкоткачеству (похоже, совмещать мужа и шелк не получалось ни в какую). 
Шимура-сан разработала собственный метод окраски шелковой пряжи красителями растительного происхождения, "кусакисомэ" 草木染め. Растения для окраски выращивала сама на своем огороде. Начала выставлять свои работы с 1983 года, практически немедленно завоевав признание изумительным подбором цветов в своих произведениях. 
В 1990 году была признана Живым Национальным Достоянием Японии.
В настоящее время живет в Киото, в районе Сагано (это северо-восточная окраина города, рядом с широко известной Арашиямой). Ее дело продолжает дочь, Йоко Шимура 志村洋子. 
 
Справа - Фукуми Шимура, слева - Йоко Шимура. 
  
На закуску - несколько работ Фукуми Шимура. 
  
   
Кимоно "Исэ", 1988 год, Из коллекции музея "Альберта и Виктории" в Великобритании. 
   
 
Кимоно "Замок на рассвете", 2007 год. 
  
  
Кимоно "Закатное озеро". 
  
 
Не нашла названия, цвет понравился. 
  
 
Кимоно "Зеленый лес". 
  
 
Кимоно "Храм".   
  
Больше кимоно Фукуми-сан можно посмотреть тут (картинки кликабельны).   


Tags: Кимоно, Отдельные японские личности
Subscribe

  • Мартовская ярмарка

    Разговаривая в комментах, вспомнила, что у меня остались невыложенными фоточки с мартовского фестиваля Кйо-моно в Мияко-мэссэ. Видео с этого же…

  • Ярмарка

    В Киото в выставочном зале Мияко-мэссэ три дня проходила ежегодная ярмарка "Кйо-моно Фестиваль 2014". Около шести десятков мелких…

  • Барахолка в Китано-тэнмангу, дубль два

    Разобрала я фоточки, которые делала на барахолке в Китано-тэнмангу. Там не очень много получилось и не очень интересно. Все-таки ходить туда с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 136 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Мартовская ярмарка

    Разговаривая в комментах, вспомнила, что у меня остались невыложенными фоточки с мартовского фестиваля Кйо-моно в Мияко-мэссэ. Видео с этого же…

  • Ярмарка

    В Киото в выставочном зале Мияко-мэссэ три дня проходила ежегодная ярмарка "Кйо-моно Фестиваль 2014". Около шести десятков мелких…

  • Барахолка в Китано-тэнмангу, дубль два

    Разобрала я фоточки, которые делала на барахолке в Китано-тэнмангу. Там не очень много получилось и не очень интересно. Все-таки ходить туда с…