Евгения (zajcev_ushastyj) wrote,
Евгения
zajcev_ushastyj

Categories:
  • Mood:

Музей Ниндзя Ига-рю. Часть 1я.


В середине августа мы гуляли на машине по окрестностям. Ну, в августе вообще слишком жарко, чтоб гулять без кондиционера. А в машине - и кондиционер, и кресло мягкое под седалищем, и есть куда пузырек с холодным чаем поставить... Короче, гуляли мы по Кансаю недалеко от Киото.
И в процессе прогулки занесло нас в городок Уэно префектуры Миэ. Городок этот даже не имеет теперь самостоятельного значения, превратившись в часть города Ига. Но славен по всей японщине своим музеем ниндзей. Вот что удалось мне нафотографировать в этом музее, я и собираюсь вам предложить в качестве виртуальной экскурсии.

 В самом Уэно ниндзей эксплуатируют по-всякому с целью извлечения прибыли из популярности музея и самих ниндзя. Фигурки, замаскированные под ниндзя, тут на каждом углу и буквально под ногами. 

Такими плитками украшены пешеходные дорожки в Уэно. 
  
А это, думаю, сами догадаетесь что. 

Хорошо, что не написано "Только для ниндзя!". 
  
Впрочем, в Уэно ниндзя может стать любой. 

Костюмчики любого цвета и размера можно и купить, и взять поносить какое-то время, для фотосессии, скажем. 
  
А на горке над городом рядом с замком Уэно расположен музей Ниндзя Ига-рю. 
Дорога к музею идет через парк, где в тени старых деревьев прячутся маленькие алтари всяких божеств и заросшие мхом каменные пирамидки. 

  
  

  
  
Сам музей представляет собой отреставрированную усадьбу, в которой когда-то реально жили самые настоящие ниндзя из клана Ига. 
Понятно, что экскурсоводами в музее-усадьбе могут работать только очень симпатичные ниндзя. 

Заходите, типа, гостем будете! 
Понятное дело, мы зашли.  
  
Ну, что вам сказать про ниндзя? 
Искусство ведения боя и философия жизни, практиковавшиеся ниндзя, считались зело неблагородными и даже где-то подлыми. Напасть ночью, втихаря, без предъявления регалий и полномочий. Покрошить в мелкую капусту или как получится всех, кто попадется под руку, не взирая на пол, возраст и заслуги. Стащить то, что плохо запрятано. И что хорошо запрятано - тоже. Натворить мелких и крупных пакостей и свалить вину на других. Ну, что в этом красивого? И как прикажете воспевать сии "подвиги" в стихах и живописи?   
Видимо, потому реальных документальных свидетельств о появлении ниндзя как явления и их истории так мало и так недостоверно.  
  
Когда именно появились первые ниндзя, точно неизвестно. Предшественники у них были. И даже среди весьма высокопоставленных особ. Например, принц Ямато Такэру, проживавший в далеком в 4м веке, однажды переоделся прелестной служанкой, дабы устранить сильно мешавших благородному делу объединения страны Ямато главарей враждебных племен. Похожую тактику тысячу лет спустя с успехом применяли и ниндзя. 
В 6м веке не менее благородный принц Шётоку пользовался для своих целей данными, добытыми откровенным шпионажем. И ничего, считается полубожеством и великим правителем. 
В 10м веке слуга-посыльный Кохарумару был подкуплен, чтобы следить за своим бывшим господином Тайра-но Масакадо. Он, правда, плохо кончил, но кого это волнует? 
  
В общем, в услугах беспринципных и умелых правящие круги или рвущиеся в эти самые круги нуждались всегда. А спрос, как известно, рождает предложение. Идея микро-армии наемных шпионов и диверсантов носилась в воздухе и необходимость в них была очевидна. Не появиться они не могли. 
  
Уже в хрониках 14го века "Таихэйки" упоминаются "безоружные, но обладающие удивительными умениями люди "шиноби", устроившие пожар в замке и спровоцировавшие его сдачу. 
А к 15му веку и началу периода междуусобных войн Сэнгоку-джидай шиноби, в просторечьи более известные как "ниндзя", уже вовсю используются противоборствующими сторонами. 
  
Сами ниндзя возводят свою историю к первым буддийским монахам-отшельникам, искавшим в горах просветления и попутно открывавшим хитроумные способы выживания в самых экстремальных условиях. 
 
Вот, к примеру, один из первых буддийских монахов-отшельников, основатель секты Шюгэндо, Эн-но Гёджя (634-701 гг.), которого ниндзя считают своим святым покровителем и одним из отцов-основателей. 
Личность полумифическая и легендарная, которому, как и положено мифической личности, приписывают массу экстрасенсорных, как сейчас говорят, способностей. Вплоть до левитации и телекинеза. 
  
Среди предшественников ниндзя называют также последователей буддийской секты Шингон монахов-отшельников ямабуши. Эти практиковали особый путь просветления и разные способы владения оружием вполне открыто и не стесняясь. Для самообороны и защиты мирных отшельнических хижин, а вы что подумали?  
  
С 8го века примерно в тогдашней провинции Ига кучковались монахи-отшельники при небольших, ими же построенных храмах. Монахи были ребятами смелыми и очень независимыми. К тому же, проникшись сочувствием к местному вечно угнетенному простому люду, часть из них помогала этим людям и добрым словом, и знаниями, и крепким кулаком, ежели возникала нужда. Надо полагать, именно эти общительные и грамотные монахи стали ядром, вокруг которого выкристаллизовалась система самообороны, а позднее - и нападения, для мирных крестьян провинции Ига. 
 
К 10му, судя по всему, веку крестьяне и примкнувшие к ним монахи жили общинами и подчинялись общинным же правилам. Указания от больших начальников, назначаемых Императором, выполняли неохотно и только если очень попросят. А к 12му веку, когда в Старой Столице случилась заварушка, закончившаяся первым шёгунатом Камакуры, боевые ребята из Ига воспользовались ситуацией и отделились от остальной страны. И в начале 14го века самопровозгласились независимой республикой Ига Сококу Икки 伊賀惣国一揆. 
  
Управлялась республика своего рода советом старейшин, представителей от мелких семейных кланов. Каждый клан был относительно независим, имея свои поля для обработки и прочие источники доходов. 

Примерный общий вид усадьбы, принадлежащей одному семейному клану "Ига-моно" - "людей из Ига". Как видите, довольно хорошо укрепленное сооружение, окруженное полями и огородами. Понятное дело, внутри усадьбы имелось значительное количество приспособлений и секретов для неожиданных и очень неприятных сюрпризов незванным гостям. 
 
Но общие проблемы и решались сообща. В том числе и организация обороны от желающих прибрать к рукам столь вопиюще возмутительный островок независимости в море общей преданности и поголовной иерархии. 
Республиканцы из Ига защищались умело, не гнушаясь партизанскими методами ведения боевых действих. Устраивая превосходящим силам противника всякие мелкие пакости, совершенно не принятые в благородных самурайских игрищах по правилам. И пакости эти, а также ведение боевых действий, изучали тщательно, собирая любые сведения об оружии и способах управляться с ним, придумывая свои виды оружия, пригодного для скрытых и внезапных нападений, боя быстрого и максимально эффективного. 
Короче, именно так появилась разновидность боевого искусства "нинджутсу". В провинции Ига вариация этого искусства так и называлась Ига-рю.  
  
Помимо провинции Ига, похожая история случилась и в провинции Кока. Образовавшийся там клан независимых и воинственных земледельцев получил название Кога-клан и практиковал Кога-рю. 
  
Нельзя сказать, что оба клана ниндзя жили в полной изоляции от окружающего мира, только изредка давая сдачи этому миру при очередной попытке нарушить изоляцию. Старейшины кланов поддерживали отношения с соседними провинциями и внимательно следили за политической ситуацией в стране, устанавливая временные союзы с кем выгоднее в данный момент, и старательно избегая открытой конфронтации с сильным противником. В общем, вели свою дипломатию.   
  
В 1487 году шёгун Ашикага Йошихиса атаковал Роккаку Такайори, даймё провинции Оми, желая прибрать к рукам эту самую провинцию, а заодно и прилегающие к ней островки независимости Ига и Кока. 
Оба клана ниндзей пришли на помощь лорду Роккаку. И Ашикага отвалил несолоно хлебавши. 
  
Следующую попытку вразумить неразумных предпринял сын Ода Нобунага, Нобукатсу, в 1579 году. С тем же результатом, что и Ашикага. 
  
Разъяренный подобным безобразием Ода Нобунага два года спустя лично повел на Ига армию из 60 000 хорошо вооруженных самураев, что превышало в 10 раз численность всего населения республики Ига. 
Ниндзя защищались отчаянно. Самураи Нобунаги временно отступились от правила "не убивать детей, женщин и стариков", потому как в Ига сражались все, независимо от пола и возраста.
От всей республики осталось только две невыжженных укрепленных усадьбы, где собрались последние Ига-ниндзя. Но и армия Оды была прорежена значительно сильнее предполагавшегося. И Нобунага остановил бой. Остатки ниндзя возпользовались ситуацией и растворились в горных лесах. 
  
Республика Ига Соккоку Икки перестала существовать. Но Ига-шиноби остались. Маскируясь под обычных крестьян, продолжали свое дело теперь уже в обстановке полной секретности. И окончательно превратились в скрытую от непосвященных армию шпионов, диверсантов и наемных убийц. 
  
В зависимости от ситуации, для своих целей ниндзя могли перевоплощаться в привычных глазу тогдашнего обывателя людей, чья профессия требовала постоянных передвижений по стране. Чтобы не вызывать лишних подозрениий. 

Вот, к примеру, буддийские монах и священник разных сект. 
  

Монах-ямабуши (крайний справа), уличные артист-фокусник и акробат. 
  

Бродячий музыкант и мелкий купчишка. 
  
А так выглядел костюм ига-ниндзя "при исполнении": 

В отличие от нормальных японцев, которые про карманы не знали и даже не догадывались, ниндзя эти тканевые мешки на одежде были хорошо известны. 
  
А вот чем ниндзя набивали свои "карманы", я расскажу в следующий раз. А то ЖЖ норовит выкинуть и засунуть козлу Фрэнку под хвост все мои написательские усилия и фоточки.     


Tags: Псевдо-научные трактаты, Эдо, Этнографическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 101 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →