Евгения (zajcev_ushastyj) wrote,
Евгения
zajcev_ushastyj

Category:
  • Mood:

Храм футбола.


Да-да, тут есть и такой. Считается императорским и поддерживается государством. А национальная сборная по футболу обязательно посещает этот храм перед началом каждого мирового чемпионата.

 По местным меркам, храм не очень старый, основан в 1868 году тогдашним Императором Мэйджи в память о своих благородных и очень несчастливых предках - Императоре Сутоку 崇徳天皇 (1119-1164гг.) и Императоре Джюннине 淳仁天皇 (733-765гг.). Оба они закончили свою жизнь в изгнании. Для молитв об успокоении их душ и был основан храм Шираминэ. А в 1940 году храм получил высший ранг среди синтоистских храмов - Канпэи-таишя (官幣大社), после чего стал называться Шираминэ-джингу (白峯神宮)

Вид на помост храма, где обычно танцуют свои священные танцы мико. А раз в год, в сентябре, проходит представление театра Но, большим поклонником которого считался Император Сутоку. 
Заметьте, по обе стороны от помоста расположены деревья, которые считаются символами императорской власти: сакура и тачибана (цитрус такой мелкий, декоративный), такие же деревца растут и по сторонам парадной лестницы тронного здания Императорского дворца Гошё в Киото. Снимала я это неделю назад, потому сакура еще цветет.   
  
Помимо несчастливых императоров, в храме обитает бог Сэидаи-Мёджин (精大明神), покровительствующий спорту и - особенно - играм с мячом, благо в стародавние времена считался божеством Мари (т.е. попросту мяча). 
Потому в храме почти всегда много школьников средних и старших школ, пришедших попросить бога о помощи в спортивных играх с мячом. А про футболистов национальной сборной я уже упоминала. 

Вид на главное святилище храма. 
  
По стеночке развешаны фотографии футбольных команд разных лет с автографами и прочие реликвии. 

Возможно, любителям и знатокам все эти картинки что-то скажут. Я же спортом не увлекаюсь даже в виде телевизора.   
  

Какое животное изображено в попонке с футбольным мячом, не берусь сказать. С равным успехом может быть и кошкой, и собакой. По завернутому "баранкой" хвосту, я бы сказала, что собачка. 
  
Рядом с киоском храма, где можно купить всякие амулеты, тоже небольшая выставка мячей: 

  
 
Судя по всему, собранные из разных стран со всяких чемпионатов по футболу.  

  
  
И не только по футболу: 

И сувениры, да. 
  

Таблички-эма и всякие амулеты для желающих улучшить свои спортивные достижения. 
  

Амулеты отличаются по цвету и по видам спорта. Кажется, есть все основные виды спортивных игр с мячом. 
  
14 апреля ежегодно в храме проводится праздник в честь Императора Джюннина и бога мяча Сэидаи-Мёджина. 
К празднику на центральном помосте храма выложили особо ценные экземпляры коллекции мячей: 

Все с автографами и поясняющими табличками о дарителях. 
  

Штуковина в центре сильно напоминает костыль... Или это неизвестный мне предмет типа клюшки? 
  
И 14го же апреля проводится показательная игра в древний японский футбол "Кэмари" 蹴鞠 на площадке храма. 

Здесь вот и будут играть. Пока площадка обозначена столбиками с развешанной на них веревкой из рисовой соломы и белыми синтоистскими бумажками, оберегами-очистителями. 
В центре стоит типа переносного алтаря для церемонии освящения футбольного поля. 
  

В белом - священники, строятся для церемонии. За ними - девушка-танцовщица (мико) и группа музыкантов. 
  

Почетные гости церемонии омывают руки. Один из священников поливает водичкой из ковшика, а второй выдает бумажное полотенце. 
  

Уже знакомый мне по многим фестивалям особый гость. 
  
  

Как обычно, церемония начинается с общего приветствия. 
  
  

Потом на всех присутствующих помахали ветками сакаки и побрызгали водичкой. И все участники переместились внутрь главного святилища. 
  
Подглядывать за происходящим там было не очень удобно. Особенно с маломощной мыльницей. 

Сначала божествам надарили всяких подарков и жратвы. Много и разной. Выпивка тоже была. 
  
  

Потом их развлекали танцем мико. 
Все действо сопровождалось заунывной хэйанской очень благородной музыкой. 
Соскучившись, я пошла смотреть на приготовления к футболу. 
  

Участники игры обуваются. 
Одежда и обувь сохраняются практически без изменений как униформа для игры в кэмари с 6го века, когда эта игра появилась в Японии. Вероятно, упоминание об игре в мяч "Цуцзю" завезли из Китая вместе с буддизмом, где она практиковалась как забава для благородных века с 3го.  
  
В Японии эта забава также быстро стала популярной сначала среди знати, а к Муромачи-периоду японской истории получила уже повсеместное распространение за относительную демократичность правил, простоту и доступность. 
В кэмари играли и императоры (тот же Сутоку, говорят, был хорошим игроком), и придворные, и позже - самураи и простолюдины. Правила были стандартизованы примерно в 13м веке. Впрочем, там не так много правил. 
  

Обувшиеся участники кокетничают беседуют со зрителями. 
  
За соблюдением правил и традиций следили специалисты, передававшие свои знания и опыт через поколения одной семьи. В Киото, скажем, такой семьей была и остается семья Асукаи (飛鳥井家). 
Родоначальником считается Асукаи Масатсунэ (飛鳥井 雅経), живший в 1170-1221 годах. И выбор места для строительства храма Шираминэ-джингу был не в последнюю очередь обусловлен районом проживания потомков хранителей традиции. Сейчас в кэмари играет уже 29е поколение семьи Асукаи. 
  

Когда-то кэмари было чисто мужским спортом. Сейчас в него могут играть и женщины. 
  
  

Перед началом игры участники также получили благословение настоятеля храма. 
  

На песочке у края поля разложили татами и участники игры расселись на них в ожидании начала. 
Дяденька слева - типа комментатора. Правда, его бормотание было очень плохо слышно. 
  

Среди участников молодежи нет совсем. Дедушки лет 60-70. И три дамы примерно моего возраста. 
  
По старинным правилам размер поля - 6-7 кв.м. По четырем углам должны быть посажены деревья: ива (на юго-востоке), сакура (на северо-востоке), сосна (на северо-западе) и клен-моминджи (на юго-западе). Но это для постоянных полей. Маленькое импровизированное поле на территории храма не располагает возможностью для выращивания полноценных деревьев по углам поля. Потому ограничились столбиками с привязанными к их верхушкам веткам соответствующих деревьев.  
  

Перед началом церемонии мяч был закреплен в развилке ветви клена (вообще, может быть использована ветка любого из четырех уже упоминавшихся деревьев). Мяч был освящен в храме и теперь настоятель вручает эту ветку представителю команды игроков. 
  

А он торжественно несет эту ветку, обходя по краю поле. 
  

Здесь перед лицом всех игроков мяч вручается начальнику команды. 
  

Начальник выносит ветку в центр поля, накрывает мяч рукавом своего одеяния и там одной рукой выколупывает мяч из развилки ветви. Второй рукой помогать нельзя, потому времени у него эта операция заняла немало. 
  

Достал! 
Мяч торжественно помещен в центр поля, а начальник уносит ветку и передает ее другому участнику команды, чтоб тот ее вынес куда-то. 

Все это очень неторопливо и торжественно. 
  

Очень одинокий мячик. 
  

Игроки выходят на поле. Строго по старшинству и рассаживаются в определенных углах. 
Участников может быть 4, 6 или 8 человек. 
  

В нашем случае было 8 человек. Видите? Все сидят одинаково: с опорой на правое колено и правую же руку. 
  
И началось. 

Начинает игру старший. Сперва все "пробуют" мяч: каждый подбрасывает его ногой один раз и передает дальше, от самого старшего к самому младшему. Потом каждый подбрасывает мяч два-три раза и опять передает дальше. И только после этой пробы и начинается основная игра. 

Задача - не дать мячу упасть, все время подкидывая его ногами и перебрасывая другим участникам. 
  

Здесь уже особого ранжирования игроков нет, по мячу стучит тот, ближе к которому мяч оказался в данный момент. Если мяч таки уронили, то ввести его снова в игру может только начальник или другие старшие товарищи. 
  

Как сказал после игры один из участников, здесь нет победителей и побежденных. Зато есть хорошая физическая активность, в которую вовлечено все тело игрока. 
  

Первый раунд закончился. Начальник положил мяч снова в центр поля и все этому мячу поклонились. Покидают поле игроки опять-таки в порядке старшинства. 
  

Помощник начальника торжественно выносит мяч с поля, типа, отдохнуть. 
  

А потом также торжественно вносит его обратно для следующего раунда. 
  

На поле выходит одна из дам. 
Костюм, впрочем, у нее совершенно мужской, только шапки нет.  
   

Второй раунд начинается. 
  

Большинство почетных гостей уже покинули храм, остались только обычные зрители. И игроки немного расслабились. 
  

  
  

Мяч, правда, падал чаще, чем в первом раунде. 
  

  
  

  
  

  
  

  
  

Мяч упал на "крышу" над зрителями. Пришлось доставать рогулей. 
  

На поле в течение игры вышли еще две дамы, заменив других игроков. На игре это особо не сказалось, на мой взгляд. 
  

  
  

  
  

Игра закончилась и все кланяются мячу. 
  

Мяч торжественно уносят с поля. 
  

  
  

На этом официальная часть праздника закончилась. 
  
И началась неофициальная. 

Желающих пригласили посмотреть поближе на мячик и даже разрешили потрогать его руками. 
  

Это мячик на подставке, в таком виде он хранится внутри специальной коробки. 
Мяч делают из оленьей шкуры, сшивая половинки полосками конской кожи. Внутри он пустой, даже воздух там не под давлением. Весить мяч для кэмари должен 100-110 грамм, 24 см в диаметре. 
Мне даже дали подержать. Очень легкий и нежно-сухой на ощупь. 
  
А потом на поле пригласили всех желающих. 

Вот тут и выяснилось, что игра только со стороны кажется простой. А реально попасть по мячу хотя бы пару раз подряд не смог никто. Слишком легкий. 
  

Но играли все очень азартно и старательно, кое-кто даже падал от избытка старательности. 
  

  
  

Дамы не отставали от мужчин. 
  

Имевшихся в наличии немногочисленных гайджинов зазывали тоже. Согласился только один. Я как-то застеснялась, да и возвращаться мне уже надо было.  
  

Вид из ворот храма на улицу Имадэгава-дори. 
  
И напоследок - видео, как играют в кэмари. 
  

Tags: Традиции, Храмы, Хэйня, Этнографическое
Subscribe

  • (no subject)

    Здравствуйте все! Периодически посещает мысль вернуться в ЖЖ. Хоть изредка, набегами. Надо попробовать. Попытка запостить что-нибудь с телефона.…

  • Техническое

    Уважаемые мои друзья и читатели! Залезла на ФБ в список желающих добавиться в друзья и пришла в панику: так много и я практически никого не могу…

  • Кишивадские птички

    Здравствуйте, давно меня тут не было. Я не пропала, у нас все как обычно. Просто, видимо, "переела" интернета. Писать не хочется, читается…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • (no subject)

    Здравствуйте все! Периодически посещает мысль вернуться в ЖЖ. Хоть изредка, набегами. Надо попробовать. Попытка запостить что-нибудь с телефона.…

  • Техническое

    Уважаемые мои друзья и читатели! Залезла на ФБ в список желающих добавиться в друзья и пришла в панику: так много и я практически никого не могу…

  • Кишивадские птички

    Здравствуйте, давно меня тут не было. Я не пропала, у нас все как обычно. Просто, видимо, "переела" интернета. Писать не хочется, читается…