Евгения (zajcev_ushastyj) wrote,
Евгения
zajcev_ushastyj

Categories:
  • Mood:

Шелка Нишиджина.


В Киото появился новый житель. Точнее, нельзя сказать, чтоб реально новый. Но имя и образ этот персонаж обрел только в 2009м году.

Знакомьтесь: Маюмару.
Возраст - около 2000 лет. Да-да, две тысячи, именно так.
Пол - предположительно, мужской.
Происхождение: шелковый кокон.
Род занятий: символ 26го Общенационального Фестиваля Культуры, который в 2011 году пройдет в Киото.
Есть свой веб-сайт, Твиттер, страничка в Википедии.
Короче, основательный... эээ... мужчина.

Общенациональный Фестиваль Культуры проводится с целью познакомить японцев с культурными традициями разных регионов их собственной страны. Место проведения, соответственно, меняется каждый год. В этом году Киото будет представлять все, чем богат этот город. Будут чайные церемонии, всевозможные ремесла и возможность попробовать любое из них, танцы всех сортов, театральные действа, икэбана, калиграфия... В общем, все, что Старая Столица бережно собирала и хранила больше тысячи лет.

Собственно фестиваль пройдет с 29 октября по 6 ноября. Но уже сейчас множество всяких мероприятий в городе проходит "под знаком" фестиваля. И под покровительством Маюмару.
Меня вот понесло в Нишиджин - район Киото, где уже тысячу с лишним лет производят шелковое полотно разных видов и шьют кимоно, ткут узорчатые ткани и расписывают шелка.

Подиум на первом этаже Текстильного Центра в Нишиджине украсили пирамидкой из шелковых коконов.

Как видите, основание пирамидки обтянуто шелком с изображениями Маюмару.

И по самой пирамидке скачут аж десяток мелких маюмару, сделанных из настоящих шелковых коконов.
Вон он, красавчег, самый маюмаристый Маюмару. Одетый в шелка Нишиджина.

В мастерские Нишиджина поставляют либо готовое, но неокрашенное шелковое полотно, которое расписывается вручную разными способами. Либо мотки шелка-сырца, тоже неокрашенного. Шелк этот окрашивается в совершенно конкретные цвета, необходимые для осуществления конкретного замысла, а потом из уже окрашенных нитей ткется узорчатая ткань.

Сначала - про расписывание готового полотна.
Мне показалось, что сейчас мастера Нишиджина могут выполнить на шелке любой рисунок. Технически все приемы отработаны столетиями и обогащены современными материалами и технологиями. Самое важное и самое творческое - придумать этот самый рисунок. С этого все и начинается.

Вот этот мастер как раз занимается рисованием эскиза будущего узора. Поскольку Нишиджин - центр хранения традиций, предпочтение отдается именно традиционному дизайну. В данном конкретном случае мастер перерабатывает для дизайна шелкового полотна гравюры художников времен Эдо. Раскрытую книгу слева от мастера видите?

Чьи именно гравюры в данный момент были в работе, я не поинтересовалась. На листе бумаги четкими линиями мастер намечает образ будущего рисунка.

Следующая стадия - перенос рисунка с бумаги на шелк.

Специальный мастер кропотливо копирует рисунок на шелке.


Специальными чернилами. Желательно обойтись без помарок. Обычно шелковое полотно перед началом размечают, где какая часть готового кимоно будет располагаться, чтобы рисунок стыковался на швах без сдвига или искажения. От того, насколько тщательно будет скопирован рисунок на ткань, зависит что получится в итоге.

Следующая стадия - рисунок на ткани обводится по контуру специальной пастой.
Вот этот мастер аккуратно обводит рисунок по периметру специальной пастой на основе клейкого риса "мочи-гомэ", создавая границу между рисунком и фоном. За работой его снять не получилось, как-то мы с ним заболтались. Он мне на картинках и на смеси английского с японским объяснял последовательность окраски шелка. Потом к нам подключился сосед этого мастера слева. Короче, про работу как-то временно было забыто.

Риснук в границах, очерченных пастой, замазывается целиком той же клейкой смесью. И шелковое полотно окрашивается в какой-либо цвет в соответствии с замыслом. Потом полотно тщательно отмывается в воде от излишка краски и от клейкой пасты. На месте будущего рисунка остаются белые пятна с бледно-синей разметкой.


Три фотки, показывающие последовательность росписи шелка после окраски фона. Можно кликнуть, будет покрупнее.
Они реально одного цвета, но у меня почему-то получилось разного.
Слева - так выглядит шелк после окраски фона и отмывания.
В центре - расписанный шелк.
Справа - окончательная отделка.

Собственно роспись шелка. Последовательно, каждый фрагмент рисунка. Рисуют, в общем, как по бумаге. Каждый элемент рисунка сначала пропитывается клеевой основой, чтобы краска "схватилась" с основой ткани, а уж потом раскрашивается.

Но рисунок на шелке можно делать и без предварительной выборочной окраски с замазыванием части ткани специальной пастой. Вот просто как по бумаге, кисточками и красками:

Краски непосредственно перед нанесением на ткань смешиваются с клеевой основой. Под каркасом (типа рамки или пялец), на котором лежит шелк, под столом, в центре которого большая круглая дыра, стоит небольшой обогреватель, самый обычный, бытовой. Чтобы краски сохли быстрее.


Сам ли он рисунок сочиняет по ходу дела или какие эскизы тоже были, не спросила.

А это веселый сосед того мастера, который обводит контуры рисунка клеевой пастой перед окраской фона. Этот мастер тоже расписывает шелк без предварительной окраски фона, но по уже имеющемуся контуру.

Затем готовый рисунок украшается золотом и серебром. Причем, способов существует несколько, хотя разница между ними не принципиальная.

Тут мастер сначала обводит контур рисунка клеевой основой и ею же промазывает те части рисунка, которые должны быть золотыми. И посыпает это дело золотым порошком. Настоящее золото, 24-каратное.


Слегка утрамбовывает пальцами, чтоб не оставалось пустых дырок. А излишек неприклеившегося золотишка собирает специальным ручным пылесосиком ("золотососиком"?).

Другой вариант. Золотой и серебряный порошки сразу смешаны с клеевой основой. Причем, иногда золото и серебро смешиваются как краски для создания нужного оттенка. Три коробочки: слева - чистое золото, в центре - чистое серебро, справа - смесь золота и серебра. Порошки драг.металлов для такого способа более тонкодисперсные, чем для упоминавшегося выше.


На фрагмент рисунка, который должен быть раскрашен, наклеивается кусок виниловой пленки (типа скотча, но более "дружелюбного" к ткани, отклеивается без пятен). Специальным ножом в пленке прорезается дырка нужной формы. Получается как бы "локальный трафарет". Через этот трафарет кисточкой набивается рисунок. Причем, как видно, рисунок можно набивать с разной интенсивностью и получается градация цвета.


По контуру, если нужно, рисунок обводится "карандашом" (пластиковая воронка с металлическим наконечником, из которого краска выжимается на ткань тонкой змейкой).


Здесь из "карандаша" выжимается клей.

Вот так обвели клеем кусочек рисунка.


Теперь поверх рисунка накладывается тонкая целлофановая пленка, одна из сторон которой покрыта серебром. Серебро с пленки приклеивается на обведенный участок рисунка. Получается картинка с посеребренным контуром.

Тоже вариант окончательной отделки росписи. Но не золотом или серебром, а просто белой краской. Прорисовка контуров и тонких деталей рисунка.


Эти дамы заняты вязанием узлов на шелке. Но не просто так, а чтоб рисунок получился. Техника называется "шибори" или "узелковое окрашивание".


Получается вот такое. Потом эти путанки с узлами красят, отмывают и распутывают. 
 
Такие картинки получаются в итоге:
В технике "шибори" окрашивают не только шелк, но и хлопок, лен и прочее.

Теперь немного о шелке, который ткется из предварительно окрашенных нитей. Именно в такой технике делаются традиционные полноцветные пояса-оби для кимоно.

Здесь тоже все начинается с разработки дизайна. Дама рисует на канве вполне традиционную картинку из цветочков сакуры белого и золотого цветов. Слева от нее на вешалке показан образец традиционного рисунка (зайчики тащат здоровенный мешок с новогодними подарками).


Еще один мастер-дизайнер. Видимо, человек с именем, заслуженный. У него рисунок хоть и с использованием традиционных элементов, но более современного, где-то даже абстрактного, дизайна. Справа висит образец его работ.

Сначала он закрасил сдвоенный лист бумаги равномерно фоновой краской, а потом начал налеплять поверх фона листочки, вырезанные из тонкой цветной фольги. Что там дальше будет - знает только он сам.

Видимо, на фоне галдящих китайцев, которых никак не интересовали технология и искусство, а больше привлек шоппинг, я показалась такой зайкой, что старый мастер подарил мне лист со своим эскизом.
Это я уже дома снимала, в Нишиджине не развернешься.

А теперь представьте пояс-оби с таким рисунком. Наверное, где-то существует. 
  
На следующей стадии рисунок увеличивается, делается разбивка по цветам и по линиям плетения. И начинается подготовка шелка.
Перемотка шелковых нитей. На специальном барабане, чтобы натяжение было конкретным и равномерным и шелковые нити не деформировались. 
  
Мотки окрашиваются в цвета, строго соответствующие дизайну. Оттенки могут быть любые, шелк будет окрашен в точности так, как задумывал мастер-дизайнер, колорист - это особая специальность, не для дальтоников. 
Затем окрашенные и высушенные нити наматываются на шпульки для ткацкого станка. 
Это для простейшего станка, полотняного переплетения. Просто посмотрите на богатство цветов и оттенков. 
  
Следующая стадия - натягивание шелковой основы на станок. 
Каждую ниточку - вручную закрепить на раме. Я посмотрела, как эти дедушки работают и поняла, что предложи мне кто повторить это, я сдохну через десять минут. 
  
Станок в работе. Это техника "жаккардового" плетения, позаимствованная ткачами Нишиджина в конце 19го века. Частично механизированный и где-то даже запрограммированный процесс. 
  
Узор в работе. Можно делать рисунок из повторяющихся элементов, но довольно сложных и многоцветных. 
  
То, что получается в итоге. В Нишиджине в подобной технике делают ткани для буддийских храмов и монастырей. Ими украшают алтари и парадные одежды священников. Ну, и драпировки всякие тоже. Для кимоно такая техника используется реже, преимущественно для выделки поясов-оби.  
  
Но задолго до Жаккара в Японии была известна техника "ногтевого плетения", позаимствованная из Китая еще во время периода Хэйан и отработанная в Нишиджине до совершенства. Нити переплетаются практически вручную. Зато рисунок может быть любой.  
  
Мастерица ткет по рисунку-дизайну. Снизу хорошо виден лист бумаги с оригиналом. Вот прямо по нему мастерица и переплетает нити челноками. 
  

Маюмару будет. 
  
Теперь, надеюсь, вы представляете себе, как делают шелка для кимоно. 
В следующий раз я покажу вам коллекцию кимоно Нишиджина для осени 2011 года.    
Tags: Кимоно, Этнографическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 140 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →