Евгения (zajcev_ushastyj) wrote,
Евгения
zajcev_ushastyj

Category:
  • Mood:

Первогейши.


Да, я помню, что обещала рассказать про гейш мужского пола в следующем выпуске "Песни по субботам". Но потом подумала, что гейши-мужчины - это не очень про песни, вообще-то. Песен там, прямо скажем, немного.
Потому в субботу я вам какое-нить другое песенное поставлю, а про гейш-мужчин расскажу сегодня. Ну, приспичило мне.

Как уже упоминалось, вообще говоря, именно мужчины стали первыми гейшами. Женщин тогда в этой профессии не было совсем...

 

История гейш (вообще, как вида искусства) начинается примерно в конце 16го века, во времена правления объединителя Японии Тойотоми Хидэйоши. Сей великий правитель не отличался особой грамотностью - сказывалось простонародное происхождение - и не мог хорошо читать переписанные от руки древние книги, содержание которых его интересовало. Для чтения этих книг, а также их обсуждения, Хидэйоши завел себе "отогишю" 御伽衆 - советников и собеседников.

Одним из самых известных отогишю Хидэйоши был Сорори Шинзаэмон 曽呂利 新左衛門 - личность во многих отношениях легендарная, хотя про него мало что известно достоверно, даже даты рождения и смерти скрыты туманом времен. Вероятно, происхождения был не очень высокого. Но в исторических анекдотах остался образ Шинзаэмона как мастера владения мечом. Впрочем, во времена Сэнгоку мечом не владел разве что совсем убогий. Может быть, Шинзаэмон был младшим сыном какого-нибудь мелкого самурая и был отдан в монастырь еще в раннем детстве. Отсюда и умение пользоваться оружием, и грамотность. К тому же, Шинзаэмон владел и искусством чайной церемонии, что по тем временам было доступно отнюдь не каждому.
Так или иначе, но однажды пути Тойотоми Хидэйоши и Сорори Шинзаэмона пересеклись в городке Сакаи (это теперешняя префектура Осака). После чего Шинзаэмон становится для грозного правителя не только чтецом, но и близким другом (насколько вообще возможны друзья у людей такого уровня).

Шинзаэмон читал Хидэйоши, советовал ему по разным вопросам, да и просто развлекал, когда у правителя было плохое настроение. А Хидэйоши, надо сказать, кротостью нрава не страдал. Собственно, Шинзаэмон был шутом при правителе, если переводить это все на европейскую традицию.

Когда Хидэйоши получил почетный титул "Тайко" 太閤 (правитель страны при императоре), Шинзэмон завел привычку приставать к придворным правителя с дурацким вопросом "А как вам Тайко сегодня?", причем, именно в моменты дурного расположения духа самого Хидэйоши. Вынуждая придворных говорить комплименты и по-всячески льстить этому самому Тайко. Надо полагать Хидэйоши веселился несказанно, особенно если учесть, что происхождение этих придворных зачастую было много выше хидэйошиного.
В общем, Шинзаэмон носился со своим Тайко как дурак с писаной торбой. За что и получил прозвище "Тайкомочи" 太閤持ち - "владелец Тайко".

Помимо всего прочего, Сорори Шинзаэмон составил одну из первых книг коротких юмористических рассказов, которыми он и развлекал иногда своего хозяина. Часть этих рассказов, видимо, была сочинена им самим, а часть - переложения более древних, перешедших ему "по наследству" от рассказчиков.

Тут надобно отметить, что рассказчик при богатом правителе - должность достаточно популярная во время становления самурайского сословия, т.е. примерно 13-17 века.
Из таких рассказчиков позже образовались "ракугока" - артисты разговорного жанра, рассказчики анекдотов для публики, юмористы, если по-нашему.

Фрагмент "Манги" Хокусая. Предположительно моделью служил кто-то из тайкомочи.

В общем, Сорори Шинзаэмон считается родоначальником не только местных гейш, но и одним из отцов-основателей ракуго.
К сожалению, после смерти наследника, Сорори Шинзаэмона 2го, этот артистический род угас на добрых 300 лет. В конце 19го века один из артистов-камигата (ракугока кансайского происхождения) из Осаки Иносато Шигэджиро 猪里重次郎 взял себе имя "Сорори Шинзаэмон" как творческий псевдоним именно с целью возрождения древнего артистического рода и его традиций. Но и этот род затух опять уже в начале 20го века.

Да, но я отвлеклась. В общем, после Сорори Шинзаэмона болтливые шуты, развлекающие своих хозяев беседой и смешными историями, вошли в моду не только у знатных самураев, но и у обычных горожан побогаче. Шут стал уже не столько собственностью конкретного вельможи, сколько независимым артистом. Профессия стала называться 太鼓持ち - произносится также "тайкомочи", но смысл уже другой - "владелец барабана-тайко". Барабаны эти шуты действительно периодически носили с собой для аккомпанимента и привлечения внимания.
Чаще всего тайкомочи входили в свиту богатых куртизанок топ-класса, таю, и должны были развлекать их клиентов. Если сама таю обычно делала акцент на изысканности и хороших манерах, традиционных искусствах и прочих высоких материях, то тайкомочи по контрасту изображал смешные сценки из жизни, пел песенки скабрезного содержания и рассказывал анекдоты с юмором "ниже пояса", всеми силами организовывал в обществе непринужденную атмосферу. При этом образование тайкомочи должно было быть поистине разносторонним, чтобы поддержать беседу на любую тему, а память - феноменальной, чтобы хранить десятки традиционных историй и быть в курсе всех последних новостей. Они по-прежнему были мастерами чайной церемонии, каллиграфии и рисунка, умели играть на барабанах и флейте. Позже, когда в моду вошли шямисэны, тайкомочи освоили и их. Потому тайкомочи называли также "гэйнин" 芸人 ("человек искусства"), "гейша" 芸者 (тоже "человек искусства") или "хокан" 幇間 (происхождение термина смутное, обычно переводят как "льстец" или "тот, кто создает непринужденную атмосферу между людьми").

Тории Кийонага. Самурай с дамами и тайкомочи (в центре, практически у ног самурая).

В общем, тайкомочи или хокан - шут, артист широкого профиля. По разным данным во время Эдо периода в Японии было около 500-800 гейш-тайкомочи.

Когда танцущие и поющие женщины начали перетягивать на себя внимание посетителей веселых кварталов, роль тайкомочи-хоканов стала все больше сводиться к организации вечеринок. Конферансье, массовик-затейник, аниматор - как говорят сейчас. Но хокан по-прежнему должен был быть готов в любое время перехватить инициативу и поддержать атмосферу легкомыслия и дураковаляния во время застолья.
Кодексом профессии хоканам запрещалось иметь любые отношения с гейшами женского пола, кроме исключительно деловых. Собственно, оно так и осталось.

Утамаро. "Окита и хокан". Окита - официантка в чайном домике в Эдо. Во времена Утамаро считалась одной из красивейших женщин Восточной Столицы. Любимая модель Утамаро (да и не только его).
Как видите, хоканы-тайкомочи обычно имели внешность подчеркнуто комическую. И еще рожи строили.

С развитием телевидения и общим упадком культуры традиционных веселых кварталов пришла в упадок и культура тайкомочи-хоканов. Утверждают, что сейчас их осталось всего несколько человек на всю страну. Четверо работают в Токио, в Асакусе. Двое числятся в киотосском Гионе. Есть ли где еще - непонятно, похоже, что нету. Или они крайне малоизвестны.

Начну со старостоличных тайкомочи-хоканов.

Тайкомочи Араи 太鼓持ちあらい. Это и рабочий псевдоним, и указание профессии сразу.
Родился в 1946 году в префектуре Фукуи. Как тайкомочи-хокан работает с 1976 года. Очень много делает для популяризации профессии, пишет книги, участвует в ТВ-программах, ездит с лекциями. Это помимо основной работы на пьянках с гейшами и их клиентами.


Хэйсэй-но Тайкомочи 平成の太鼓持ち. Никаких деталей биографии не нашлось, кроме того, что работает в Гионе.


Теперь токийские хоканы.


Югэнтэй Тамахачи 悠玄亭玉八. Родился в 1945 году в Токио. С 1967 года является зарегистрированным членом организации гейш Акакусы.


Это кусочек артистического кимоно, в котором иногда выступает Югэнтэй. Типа шутка. Относиться серьезно к человеку в такой одежде невозможно в принципе, мне кажется.


Сакурагава Йонэшичи 桜川米七. Родился в 1950 году. С 1971 года изучал ракуго. В 1975 году по рекомендации Югэнтэя Тамахачи становится зарегистрированным хоканом, официальным главой артистического рода "Сакурагава".


Сакурагава Шичико 桜川七好. Год рождения - 1952й. Тоже протеже Югэнтэя.


Сакурагава Шичисукэ 桜川七助. 1965 года рождения. Ученик и последователь Сакурагавы Йонэшичи, выступает с 1997 года, до того увлекался поп-музыкой и даже был членом юношеской поп-группы.

И еще один тайкомочи.

Сакурагава Шичитаро 桜川七太郎. Поместила отдельно и не включила в общее число действуюших тайкомочи потому, что это женщина. Молодая девушка, которой по какой-то своей причине захотелось стать именно хоканом. Мечтала об этой профессии со школы и сразу после окончания школы стала ученицей этой самой компании сакурагав.
Что она девушка в обычной жизни не скрывает, но выступает исключительно в мужской одежде и под мужским псевдонимом. 
  
Все токийские тайкомочи-хоканы периодически дают выступления для публики на открытых площадках или в концертных залах, вместе и по отдельности, в сопровождении гейш женского пола или без них.   

Других тайкомочи пока нету.

Ну, и теперь обещанные видео для наглядного представления о работе тайкомочи. 
   
Видео номер раз. Тайкомочи Араи. 

Тут он показывает как играть в одну из игр "зашики-асоби" (игры, в которые играют во время пьянок, обычно сопровождаются песней и игрой на барабане, шямисэне, флейте...). Смысл игры, думаю, понятен. У нас есть аналогичная игра со стульями, которых на всех не хватает. 
  
Видео номер два. Сакурагава Шичико изображает дам разного возраста в храме. Гейша аккомпанирует на шямисэне и поет. 

   
Видео номер три. Это, кажется, Сакурагава Йонэшичи. 

   
Видео номер четыре. Югэнтэй Тамахачи. 

    
Видео номер пять. Какое-то публичное выступление хоканов Асакусы. 

   
В наше время также гэйнинами иногда называют комиков разговорного жанра, выступающих на ТВ в современном антураже. Вроде как логическое продолжение профессии.  
Tags: Отдельные японские личности, Эдо, Этнографическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 185 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →