Евгения (zajcev_ushastyj) wrote,
Евгения
zajcev_ushastyj

Category:
  • Mood:

Уджи и Бёдо-ин

Всю весну в новостях показывали фрагменты открывшегося после двухлетней реставрации храма Бёдо-ин в Уджи. Открыт не весь пока, но самая основная и красивая часть, включая и внутренний зал Будды Амида.

Ну, вы понимаете: мне приспичило. Уджи я вообще люблю (и за тамошний зеленый чай, и за красивые пейзажи, и за последнюю часть "Повести о принце Гэнджи"), а Бёдо-ин первый и последний раз видела лет десять назад и тогда он выглядел сильно потрепанным временем.
В прошедшее воскресенье мы собрались и поехали.

На подъезде к городу. Река - Уджи-гава, бурная и буйная.

Под катом - около восьми десятков фоток храма, немного города Уджи вокруг храма и даже еды.

Делить фотки на две отдельные кучки (город и храм), мне лениво. Пусть будет классическая пьеса с прологом, действием и эпилогом.

Стало быть, Пролог. Из одной фотки:
1.

Это опять Уджи-гава и рыбаки, сидящие в реке. Рыба там есть и рыба даже съедобная (в том смысле, что вода относительно чистая, никакую дрянь туда не сливают).

А теперь приступаем к основному Действию.
2.

А это уже ворота на территорию храма. Справа виден фрагмент современного здания - это музей Бёдо-ина. Там рассказывается про историю храма, реставрации, хранятся всякие храмовые сокровища и воспроизведены фрагменты интерьера зала Будды Амида как они выглядели тысячу лет назад.

3.

Ворота тоже явно отреставрировали, яркие они и чистенькие.


4.

Подходы к самому "Павильону Феникс" обстроены вспомогательными и второстепенными зданиями комплекса. Но тут мало что интересного, поскольку это довольно "стандартные" постройки и все они относительно недавние. Храм (кроме центрального павильона) выгорел во время войн 14го века и был восстановлен только пару сотен лет спустя.

5.

Крыши.


6.

Зелень и лотосы в горшках. Правда, уже отцвели все.


7.

Фрагмент основного здания, отданного секте "Чистой земли". Храм находится в совместном владении двух сект - Джёдо ("Чистой земли") и Тэндай ("Лотосовая сутра").

8.




9.

"Индийская сирень" цветет.


10.

А вот и "Павильон Феникса", ради которого мы и поехали в Уджи.


11.

*надевает очки и собирается бубнить по написанному*:
История храма начинается в 998 году. Вас ведь не удивит, что сначала это была вилла для отдыха некоего Минамото-но Шигэмото, Левого министра тогдашнего хэйанского двора? Изрядная часть хэйанских храмов начиналась примерно также: с вилл богатых и знатных придворных.
Так вот, после смерти вышеозначенного Минамото-но Шигэмото вилла была выкуплена у его вдовы самим Фудживара-но Мичинага (один из влиятельнейших людей эпохи Хэйан). Его сын, Фудживара-но Йоримичи, преобразовал виллу в храм в 1052 году.

12.

Тут надобно сделать лирическое отступление номер раз.
Времена тогда (в середине 11го века) были смутные и непонятные. Культурные люди жаловались на общее падение нравов и морали, отсутствие перспектив и полную безнадегу (ничего не напоминает?). Единственная надежда оставалась на тихую мирную смерть и перевоплощение в райском саду. Потому и выбран был в качестве центрального божества храма Будда Амида, помогающий умершим найти путь в рай.

13.

"Павильон Феникса" 鳳凰堂 был завершен в 1053 году. Это единственное здание храма, сохранившееся в первозданном виде (не горело, не перестраивалось).

14.

Сама форма здания напоминает птицу феникса, расправившую крылья над прудом. И на крыше сидят два позолоченных феникса, охраняя покой Будды Амида.

15.

В центральном зале "Павильона Феникса" установлена трехметровая статуя Будды Амида - одна из немногих сохранившихся работ гениального скульптора-новатора времен Хэйана, Джёчё.
К величайшему моему сожалению, внутри снимать нельзя и служители тщательно бдят за этим.

16.

А обновленный храм отражается в пруду. И кажется, птица феникс рассматривает себя в воде, готовясь взлететь в небо.

17.

Храм тщательно обновили и покрасили только снаружи. Внутренний холл Будды Амида только консервируют. Тут видна внутренняя сторона центральных ворот холла с облезшей росписью и потемневшим от времени деревом.

18.

Лирическое отступление номер два.
Сотню с лишним лет спустя после строительства "Павильона Феникса" на территории храма совершил первое в истории сэппуку Минамото-но Йоримаса, проигравший битву клану Тайра на реке Уджи-гава. Достойный выбор места, ничего не скажешь: прямо у ног Будды Амида, видимо, лично проводившего героя в рай.

19.




20.




21.

Тут плохо видно, придется поверить на слово. Верхняя часть входа в холл Будды закрыта деревянной решеткой. И только вверху, под самым потолком оставлено круглое отверстие, через которое можно увидеть лицо Будды Амида.
Мастер Джёчё отступил от старого канона, создавая своего Будду Амида. Статуя смотрит не в голубую райскую даль, а прямо на тех, кто стоит у ее ног. И нет равнодушной отрешенности во взгляде Будды, сочувствие и мягкость освещают его лицо.

22.

Мне, конечно, приспичило сравнить хорошо известное изображение с оригиналом. Похоже, чоуж.


23.




24.

Феникс сверкает свежей позолотой.


25.

Оба два.


26.

Отражения в пруду завораживают.


27.




28.




29.

Дальний "угол" пруда.


30.

В пруду цветут лилии и бултыхаются карпы.


31.




32.




33.




34.

Колокольня храма. Это явно не стали реставрировать вместе с центральным зданием.


35.

Колокол.


36.

Правое крыло "Павильона Феникса".


37.

Мы записались на экскурсию внутрь холла Будды Амида, но до начала оставалось еще довольно много времени. Потому я усадила свое семейство в тенечке на лавочке, а сама пошла по второму кругу.

38.

Карп изображает торпеду.


39.

Могила того самого Минамото-но Йоримаса, родоначальника традиции вспарывать брюхо в безвыходной ситуации.


40.

Крыша храма рядом.


41.

Источник для омовения рук.


42.

Одно из зданий храма.


43.

И резьба под крышей.


44.

А это то самое место, где (по слухам) Минамото-но Йоримаса и совершил свое самоубийство.


45.

И камень с высеченной предсмертной поэмой Йоримаса.


46.

Экскурсия отправляется внутрь "Павильона Феникса".


47.

А я опять иду вокруг пруда.


48.




49.




50.




51.




52.




53.

Молодой человек то ли монах в "отпуске", то ли собирается стать монахом, но он стоял немного в стороне около одного из горшков с лотосами и молился, глядя в лицо Будды Амида.

54.

Жаль, что лотосы уже отцвели...


55.




56.




57.




58.




59.




60.

Карп сопровождает нас, идущих через мост к Будде Амида.


61.

Вид на пруд со ступеней холла.


62.

Все замазали и покрасили очень тщательно и аккуратно.


63.

В самом холле, как я уже упоминала, снимать нельзя. Из полумрака с высоты своих трех метров прямо на тебя смотрит Будда Амида. Ощущение, что смотрит именно на тебя, где бы ты там реально ни стояла. Смотрит спокойно, с сочувствием и пониманием. "Много вас тут таких было за тысячу лет..." И даже становится неловко за свою суету с фотиком и мелкое неудовольствие от невозможности разглядеть теряющиеся в полумраке изображения ботхисаттв с музыкальными инструментами, плывущих на облаках вокруг головы Будды.

64.

Изображение на створках центральных ворот рассмотреть невозможно совсем, время стерло практически все. Зато на боковых воротах еще что-то заметно. И сцена схождения Будды Амида на землю поразила меня. Стало понятно, откуда Исао Такахата срисовал финальную сцену своей "Кагуя-химэ". Если это действительно так, сказка (и так не очень-то детская) приобретает несколько неожиданный смысл.

65.




66.

Карпы провожают нас обратно.


На этом и переходим к эпилогу.
67.

Выйдя из храма, оказались на оживленной сувенирной улочке. Вот керамика всякая.


68.

А так, вся улица состоит из мелких лавочек, большинство из которых продают знаменитый зеленый чай Уджи в разных видах и всякие вкусняшки с этим чаем.

69.

И такие лавочки тоже есть.


70.

Улочка к храму.


71.

А это мы решили зайти пообедать после прогулки и массы впечатлений.


72.

Обед.


73.

Юба-дон: рис, на который выложена густая подливка с юбой (пенки соевого молока). Сверху для вкуса добавлен тертый имбирь и пара листиков японской "петрушки"-митсуба.

74.

Типа супчик с тонкой лапшой сомэн. Зеленое сверху - тонко тертая шкурка лимона-юзу.


75.

Натюрморт с осенними травами.


76.

Это тут мы кормились.


77.

Уджинский котик стережет рекламу уджинского чая.


78.

Последний взгляд на "Павильон Феникса", теряющийся в зелени.


79.

Люк украшен изображением моста через Уджи-гаву. Тот самый мост, разрушив который Йоримаса пытался спастись от врагов.

А мы домой едем.
Tags: Местные пейзажи, Храмы, Хэйня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 86 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →