Евгения (zajcev_ushastyj) wrote,
Евгения
zajcev_ushastyj

Categories:
  • Mood:

Храм разбившейся мечты


Ладно, продолжим наши байки о местных храмах. Самые нетерпеливые и любопытные уже посмотрели в Интернете.
А я тут изложу свою интер-трепацию. 

 

Давным-давно, когда до рождения Иисуса из Назарета оставалось еще добрых шесть с лишним сотен лет, на диких и прекрасных японских островах царствовал император Каму-ямато-иварехико-но-микото. Сей гордый властитель спустился на землю с небес по велению богини Аматерасу, чтобы объединить разрозненные японские племена.  
Но некоторые особо недоверчивые его будущие поданные никак не могли поверить, что Каму- ямато-иварехико-но-микото  действительно послан богиней. И строили всякие пакости и каверзы и даже пытались воевать против законнейшего и достойнейшего правителя. Во многих боях погибли многочисленные сторонники и противники посланца небес. 
И тогда, чтобы остановить самоистребление народа ямато, на землю с небес спустился бог Нигихаяхи-но-микото в небесной лодке Аме-но-Ива-фуне. Этот бог принес Каму-ямато-иварехико-но-микото свидетельства его небесного происхождения и помог ему объединить страну.  
 Нигихаяхи-но-микото 
  
Богу-воздухоплавателю так понравилось на земле ямато, что он женился на сестре императора Томиясу-химе и положил начало сразу нескольким благородным семейным кланам. Недалеко от Осаки у подножия горы Икома есть храм Ишикири-джинджя, где этот бог и обретается по сию пору вместе со своим сыном. И среди окрестных жителей боги эти славятся как врачеватели раковых опухолей всех типов.  
  
Похоже, однако, за мирными своими делами бог Нигихаяхи не забыл, что когда-то он умел управлять летательным аппаратом. И все долгие сотни лет своей жизни на земле пытался приобщить кого-то из своих многочисленных потомков к своему первому искусству. 
Но японцы были заняты своими земными делами: воевали, плодились, пахали землю, растили детей и добывали еду, опять воевали и снова плодились... Не до полетов тут. 
   
И вот однажды, в жарком июне 1866 года в городе Яватахама (нонешняя префектура Эхиме) в семье обедневшего купца Ниномия, потомка древнего самурайского рода, родился мальчик, которого назвали Чухачи.
  
Супруги Ниномия, отец и мать Чухачи Ниномия. 
   
Видимо, именно в этом четвертом сыне самого обычного купца и воплотился снова дух бога Нигихаяхи, мечтавшего когда-нибудь опять подняться в небо на волшебной лодке. 
С детства мальчик интересовался всякими летающими тварями земными: птицами, насекомыми и даже летающими рыбами, пытаясь понять как и почему они летают и не падают. Воздушные змеи, сделанные Чухачи по собственным проектам, всегда поднимались выше всех и летали дольше всех. Мальчик грезил небом и полетами. 
 
Рисунки Чухачи Ниномия, проекты воздушных змеев. 
   
Когда ему исполнилось 12 лет, умер отец. И чтобы просто выжить, пришлось оставить учебу и идти работать. За девять лет Чухачи Ниномия поработал в типографии, аптеке и еще во многих местах. Дополнительный заработок ему приносила продажа воздушных змеев собственной конструкции.
 
Чухачи Ниномия, 20 лет.  
 
  
В возрасте 21 года Чухачи поступил в армию. Там уже стало не до воздушных змеев. Но мечта жила и требовала воплощения. Армия позволяла жить сытно и без материальных затрат, получать бесплатное образование, в том числе по физике и математике. Однако, армия, да и сама жизнь в Японии в те времена не позволяли быть в курсе мировых научных разработок в области аэродинамики. До всего приходилось доходить собственным умом. 
 
Зарисовки Чухачи Ниномии о разных летающих тварях и практических приложениях аэродинамики (паруса и воздушные змеи).   
  
Однажды на маневрах Чухачи заметил, что вороны могут долго планировать, не размахивая крыльями. И возникла идея о летательном аппарате с жестко зафиксированными крыльями. 
  
Рисунок вороны, сделанный Чухачи. Фото всяко-разного военного начальства.  
  
29 апреля 1891 года Чухачи Ниномия представил своим сослуживцам модель самолета "Ворона", в качестве двигателя которой использовалась закрученная резинка. "Ворона" разбежалась по плацу, поднялась в воздух и пролетела 10 метров. На следующий день "Вороне" удалось пролететь целых 45 метров.
  
Модель самолета "Ворона"., сделанная Чухачи Ниномия в 1891 году. 
   
Позже появилась следующая модель "Жук". Эта модель изначально разрабатывалась как управляемая человеком. Несколько лет Чухачи Ниномия пытался заинтересовать своими разработками армейское начальство. Но тем было не до полетов: на горизонте маячила японо-китайская война.  
 
Разные варианты модели самолета "Жук".   
  
Во время Первой японо-китаской войны (август 1894 - апрель 1895) Чухачи служил военным медиком. После войны оставил армию и стал работать в фармацевтической компании в Осаке. Отчаявшись получить деньги на свои исследования от правительства, он решил создать управляемый летательный аппарат самостоятельно, на собственные средства. 
Упорная работа принесла свои плоды. В 1901 году уже состоятельным человеком Чухачи переехал из Осаки в маленький городок Яхата в префектуре Киото, где и продолжил разработку своего самолета.  
  
Самолет был практически готов в 1906 году. Чухачи вел переговоры о заказе специальных двигателей для него, когда из старой газетной заметки он узнал о полете братьев Райт. 
Итак, его мечта подняться в воздух на летательном аппарате была осуществлена другими... Стать первым не получилось. Мало того, все, что он с таким трудом узнавал на собственном опыте и разрабатывал долгими бессонными ночами, оказалось уже давно известным в западном мире.  
  
Разочарование было так велико, что Чухачи Ниномия оставил дальнейшие исследования в области воздухоплавания. Освободившиеся средства были пущены на развитие собственного фармацевтического бизнеса. А заработанную прибыль Чухачи потратил на создание храма воздухоплавания, посвятив его богу Нигихаяхи-но-микото и своей несбывшейся мечте о полетах. В 1915 году маленький храм Хикоу-джинджя был построен в Яхате.  
  
И именно в этот момент Чухачи Ниномия и его разработками и заинтересовалось наконец армейское командование. В 1921 году генерал-лейтенант Йошинори Ширакава оценил по достоинству планы Чухачи и его идеи наконец нашли свое воплощение в реальных разработках. 
  
В 1927 году Чухачи Ниномия был награжден орденом. 
   
Но даже признание его заслуг и награды не вернули Чухачи прежнего энтузиазма. Остаток своей жизни он провел как настоятель собственного храма Хикоу-джинджя, молясь за всех погибших в авиакатастрофах и воздушных боях. 
  
Чухачи Ниномия умер 8 апреля 1936 года от рака желудка. 
   
В 1989 году храм Хикоу-джинджя был обновлен сыном Чухачи, Кенджиро Ниномия. Были установлены дюралюминиевые ворота-тории, храм-портик в греческом стиле с витражами по рисункам Чухачи и небольшой музей воздухоплавания, в котором установлена статуя Чухачи Ниномия. 
 
Статуя Чухачи Ниномия в музее.   
  
В Японии Чухачи Ниномия почитается как родоначальник всех авиаторов. Но за пределами страны мало кто знает о нем.    
   
В общем, тут у нас выходной оказался - День образования Японского государства. Который мы потратили на поездку в этот храм, благо Яхата совсем недалеко от нас. 
Храм-музей совсем крохотный. Но его нонешний настоятель любезно позволил нам поснимать в самом музее и даже немного рассказал об "отце японского воздухоплавания" и последнем воплощении бога Нигихаяхи-но-микото. 
  
Вход в храм. Слева виден источник для омовения рук перед посещением храма. Все как положено. 
Перед входом в храм в стеклянном "домике" установлен реальный двигатель самолета: 
 
  
 
Двигатель этот когда-то стоял на самолете американского производства F-104J, которые были закуплены японским правительством в 60х годах прошлого века. 
Если я правильно понимаю (поправьте меня, я в этом мало что смыслю), эти самолеты воевали во Вьетнаме и Корее. 
  
Справа от входа в храм расположен обычный храмовый офис, где можно приобрести таблички-эма и амулеты. Попросить бога Нигихаяхи о благополучном полете. Аэрофобы, это для вас! А также для тех, чьи близкие часто летают самолетами. 
  
  
 
  
Когда поднимешься по лестнице наверх, с обеих сторон от тропинки, ведущей к самому храму и музею, расположены маленькие скверики. 
В правом стоит как бы монумент всем летающим, кому от природы летать не положено: 
 
  
А слева - реальный пропеллер самолета, поднятый со дна осакского залива около города Кишивада. Самолет, на котором был установлен этот пропеллер, был сбит в первые дни Второй Мировой войны. 
  
 
 
Собственно храм, где обретается Нигихаяхи-но-микото. 
  
 
Алтарь с подношениями божеству.  
  
 
Витражное окошко под крышей "греческого" холла по рисунку Чихачи Ниномия. Летучая рыба. 
  
 
Таблички-эма в храме. По словам мужа, многие подписаны авиаторами из Японских Сил Самообороны и профессиональными пилотами,в том числе и вертолетчиками. 
  
 
Одна из табличек. "See you next flight!" Может, это он с Нигихаяхи там встречается?  
  
 
Вход в музей. 
  
Еще немного из экспозиции музея. 
 
В середине 70х один энтузиаст воссоздал по чертежам Чухачи Ниномии самолет "Жук". И даже умудрился пролететь на нем несколько сотен метров. Так что самолет был вполне полето-способен. И, напомню, изобретен раньше, чем конструкция братьев Райт. 
  
 
Документальные хроники освоения воздушного пространства в Японии. 
  
 
Шасси от первых аэропланов. Надо полагать, ничего кроме не сохранилось. А может, и нечего было сохранять... 
  
 
Камикадзе - "ветер богов". А как же без них! 
Кусок пробитого крыла, журналы военного времени и почтовые открытки. Полагаю, души этих пилотов тоже обретаются в этом храме. 
  
Отдельный маленький зал в музее выделен под стеллажи с моделями самолетов всех времен и народов. 
Среди всего прочего нашла и это: 
  
  
 
Узнаете? 
  
Если кто еще соберется посетить храм и музей полетов в Яхате, захватите с собой российский триколор в подарок. А то все остальные модели самолетов стоят под флагами своих стран. И только наши - сиротинушки - без оного. 
Флажок нужен маленький, примерно 10-15 см по длинной стороне и, желательно, на подставочке.      
Tags: Неправильные японцы, Отдельные японские личности, Храмы, Этнографическое
Subscribe

  • Локальное краеведение

    Раз уж вы все так были счастливы увидеть меня тут опять, попробую запостить что-нибудь более содержательное. Из своих текущих интересов. Один из…

  • Хина Матсури в Камигамо

    3го марта в Японии отмечается Хина Матсури, он же - День Девочек или Праздник Цветения Персиков. Для разнообразия решила в этот раз скататься в храм…

  • Про одэн

    Однажды я упомянула блюдо местной кухни, именуемое "одэн", как один из самых известных способов утилизации дайкона в больших количествах.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Локальное краеведение

    Раз уж вы все так были счастливы увидеть меня тут опять, попробую запостить что-нибудь более содержательное. Из своих текущих интересов. Один из…

  • Хина Матсури в Камигамо

    3го марта в Японии отмечается Хина Матсури, он же - День Девочек или Праздник Цветения Персиков. Для разнообразия решила в этот раз скататься в храм…

  • Про одэн

    Однажды я упомянула блюдо местной кухни, именуемое "одэн", как один из самых известных способов утилизации дайкона в больших количествах.…